"Я уверен, что отец хотел покончить с собой". Последний телефонный звонок: "Я разорен, у меня отняли миллион долларов"
"Да какой несчастный случай! Это же было самоубийство, самоубийство, можете вы это понять?!! Его хотели подставить, экономически удушить, вот он и покончил с собой". Марко Фазуло кричит изменившимся голосом. Он - один из сыновей Луиджи Фазуло, пилота с итальянско-швейцарским гражданством, который вчера врезался в небоскреб "Пирелли". Марко, который гасит свет в современном доме из красного кирпича на улице Via Ceresio, тоже пилот. Он работает в авиакомпании Swiss и точно так же, как приятели его отца и как директор аэропорта в Локарно Сандро Балестра, уверен, что Луиджи Фазуло, опытнейший пилот с тридцатилетнем стажем, "не мог допустить ошибки".
"Джинетто, как его называли близкие, в последние дни казался подавленным", - рассказывает друг пилота Франко, бывший итальянский парашютист, ныне проживающий в Бразилии. Фазуло пригласил его в воскресенье. "Я погиб, сказал он мне на нашем диалекте, - продолжает Франко, - у меня похитили все, что было. Одна здешняя группировка забрала у меня миллион долларов. Он хотел, чтобы я приехал в Швейцарию, - продолжает Франко, - и помог ему вернуть деньги. Но я ответил ему, что болен и не могу двинуться с места".
Последней, кто его видел, когда в полчетвертого он отправился в аэропорт "Magadino" в Локарно, была 14-летняя Сабрина, соседка. "Я поприветствовала его, он был, как всегда очень вежлив и притормозил машину, давая мне перейти через дорогу". Веселый, небольшого роста, полноватый, всегда по-спортивному одетый 65-летний Луиджи Фазуло имел семью - жену Филомену и сыновей Марко, пилота, и Джорджо, инженера. Он был человеком с сотней профессий. Родом из Казерты, сын матери-одиночки, сначала Луиджи учился в колледже Val d'Intelvi, потом переехал в Тичино, где начал ремонтировать электроприборы. Потом открыл собственный бар "Micki".
Но повезло ему именно с самолетами. Он был не только пилотом, но и владельцем маленького предприятия аэротакси (оно называлось "Playmatic Aviaton") и продавцом самолетов. Кроме того, у него было небольшое дело по организации продаж произведений искусства, чему он научился у своего друга Орацио Баньяско, исчезнувшего женевского предпринимателя, который жил в Лугано и которого Фазуло неоднократно сопровождал в путешествиях по миру, управляя собственным самолетом. "Он был как бы его личным пилотом", - вспоминают знакомые. И именно с этой новой деятельностью и были связаны его последние экономические трудности. Хотя, по мнению племянника, "финансовых проблем у него не было".
"Вчера в клубе он был очень спокоен, когда брал свой самолет", - вспоминают в аэроклубе Локарно. Самолету было уже 26 лет, но он обладал прекрасными техническими характеристиками, особенно для "такого короткого и рутинного полета, как 20 минут до Линате, с полным баком топлива", - рассказывает Джанлука Сартори из авиационной службы по экстренным ситуациям. Он взлетел по расписанию, в 17.30. Безупречный маневр. "Он прекрасно летал, никогда не волновался, с ним все чувствовали себя спокойно", - вспоминает Джорджо Бьянки, друг Луиджи и тоже пилот. Но был и лихачом. "Ковбоем полетов" называл его инструктор Лука Педролини.
Луиджи стал другом и пилотом очень значимых людей: предпринимателей, банкиров, финансистов, актеров. "Он неоднократно возил меня из Сардинии в Милан, вместе с семьей", - вспоминает Розанна Скьяффино. "Я лично знал его, это был профессионал", - говорит Франческо Микели, президент e-Biscom. В его жизни был всего одна авария, в 83 году, когда, в очередной раз обнаружив недостаток горючего, он разбил самолет во время приземления, обвинив в этом диспетчерскую службу, которая дала ему неправильную информацию о ветре. В остальных случаях, как вспоминает Джордж, товарищ по полетам, ему удавалось удачно приземлиться: в Триполи, во время бури, в Париже, в тумане, в Цюрихе, на лугу. "Необыкновенное самообладание".
Поэтому никто из его близких и друзей не верит в ошибку. Пьетро Марчи, бывший глава аэроклуба Локарно, говорит, что эта ситуация необъяснима: "как случилось, что он кружил над Миланом в зоне, в которой запрещены полеты? Если ему нужно было приземлиться в Линате, то он полностью сбился с курса. Ему необходимо было лететь в совершенно противоположную сторону".