19 апреля 2002 года. Большой кусок территории Восточно-Центральной Европы в настоящее время рискует быть оторванным от процесса общеевропейского развития только лишь для того, чтобы вновь оказаться в орбите Кремля. Украина, Белоруссия и Молдавия с совокупной численностью населения около 65 миллионов человек в настоящее время являются мишенями российской политики, направленной на создание группировки государств с преобладающим российским влиянием. Президент Владимир Путин и его ближайшие помощники возглавляют эти усилия, опираясь на антиевропейские силы в трех вышеназванных странах, расположенных в непосредственной близости от границ Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейского Союза (ЕС).
Инструментами для этого выбраны просоветский диктатор Белоруссии Александр Лукашенко, правящая Коммунистическая партия Молдавии и некоторые группировки коррумпированных украинских олигархов, в поддержку которых Кремль пытается завербовать Коммунистическую партию Украины как временный брак по расчету. Большинство, хотя не все эти силы являются откровенно советофильскими. Большинство, но не все глубоко коррумпированы, а некоторые имеют связи с организованной преступностью. Их общий знаменатель можно суммировать как антизападный коррумпированный авторитаризм.
На Украине, которая является самым главным призом в этой неравной игре, 31 марта прошли парламентские выборы. Опросы общественного мнения указывали на то, что ориентирующийся на Запад блок "Наша Украина", которым руководит исключительно популярный бывший премьер-министр Виктор Ющенко, значительно опережает многие конкурирующие партии. "Наша Украина" состоит из группировок, которые выступают за рыночные реформы, открытое демократическое общество и тесные отношения с Западом. Встревоженный Кремль осуществил массированное вмешательство с тем, чтобы изменить результаты выборов в пользу своих нынешних украинских протеже.
Москва стремится найти "украинского Путина", заявил российским средствам массовой информации (СМИ) сразу после выборов на Украине путинский главный политический технолог Глеб Павловский. Это подразумевает подготовку плавной и скрытной передачи власти от президента Леонида Кучмы - который пытается поддерживать на Украине баланс между западными и российскими интересами - к более эффективному, авторитарному и безусловно более пророссийскому преемнику. Это также подразумевает блокирование подъема г-на Ющенко к президентству и политического успеха блока "Наша Украина".
Политические консультанты г-на Путина и менеджеры по отношениям с общественностью направляли избирательные кампании предпочитаемых олигархических группировок. Российские телевизионные каналы - которые г-н Путин теперь поставил под контроль Кремля, и которые смотрят многие на Украине - подключились к избирательному процессу, давая резко пристрастные репортажи. Каналы, владельцами которых являются украинские союзники Москвы, помогли сформировать очень сильную команду - выставляя украинских реформаторов, ориентирующихся на Запад, как опасных антироссийских заговорщиков. Блок "Наша Украина" был в основном отлучен от электронных СМИ. Известный российский наблюдатель за деятельностью СМИ Алексей Панкин, бывший глава Международного института средств массовой информации со штаб-квартирой в Дюссельдорфе, писал о "московском вмешательстве в избирательный процесс на Украине на стороне пророссийских политиков┘".
В результате выборов блок "Наша Украина" оказался вторым, проиграв с небольшим отрывом пропрезидентским силам в глубоко раздробленном и неоднородном новом парламенте. В этой ситуации Коммунистическая партия Украины стала незаменимой для цели Кремля объединить ориентирующихся на Россию парламентариев в парламентское большинство. Соответственно, г-н Путин принял в Кремле руководителя Коммунистической партии Украины Петро Симоненко, что получило широкое освещение в СМИ. Альянс прокремлевских олигархов с коммунистами имеет в Киеве прецедент. Чуть более года назад ослабленный г-н Кучма, уступая давлению - и собственным худшим инстинктам, - согласился на альянс такого рода и также на увольнение успешного и популярного г-на Ющенко с поста главы правительства.
Однако перспективы после выборов не настолько мрачные, как может показаться на первый взгляд. Проевропейские, в сущности пронатовские, политические силы имеются в нескольких партиях, в том числе в некоторых частях пропрезидентского блока в новом парламенте. Перед Западом стоит задача продолжать работать с этими украинскими группировками вместо того, чтобы уступить лозунгу Москвы, который гласит, что России и Украине следует входить в Европу вместе, выбирая темп вхождения по своему усмотрению. При таком подходе Украина навсегда оказалась бы привязанной к России; к тому же он не учитывает большого потенциала, продемонстрированного украинскими реформаторами на этих выборах несмотря на то, что многое складывалось не в их пользу.
В Белоруссии единоличное правление г-на Лукашенко и его эксплуатация ностальгии по советским временам гарантируют российскую ориентацию этой страны. В сентябре прошлого года г-н Путин и его аппарат оказали г-ну Лукашенко сильную поддержку во время его переизбрания на пост президента. Подвергаемый Западом остракизму за его диктаторские замашки и сам до глубины души враждебный Западу, г-н Лукашенко может рассчитывать на симпатии в таких местах, как Пекин, Багдад и Гавана, помимо Москвы.
Г-н Путин является всего лишь самым последним в целом ряду российских руководителей, которые оказывают г-ну Лукашенко политическую поддержку в его противостоянии с белорусской демократической оппозицией. В международных организациях Россия зачастую действует как единственный адвокат г-на Лукашенко, когда допускаемые им злоупотребления оказываются - как это регулярно случается - под огнем международной критики. Российская политика преследует в Белоруссии три основные цели: создание буфера на пороге НАТО, образование "союзного государства" Россия-Белоруссия, чтобы иметь гарантии, что Белоруссия самостоятельно не пойдет в Европу, и обеспечение возможности для российского капитала приватизировать государственные активы Белоруссии. Оказавшиеся в тяжелом положении демократические партии Белоруссии выступают против всех трех вышеназванных целей.
В Молдавии Кремль защищает единственный в Европе коммунистический режим от мирных демонстраций протеста, которые проходят в столице Кишинев вот уже четвертый месяц подряд. С января г-н Путин сделал не менее четырех публичных заявлений, в которых пытался представить эту глубоко реакционную партию как следующую правильным политическим курсом.
Его министерство иностранных дел так же откровенно защищает этот режим. Москве в молдавских коммунистах нравится не их идеология, но их очевидная готовность вернуться в привычную орбиту России, придать русскому языку в Молдавии официальный статус, вступить в экономические организации Содружества Независимых Государств (СНГ) и выполнять роль буфера против натовской Румынии.
Г-н Путин и его военные надеются заключить с молдавскими коммунистами сделку, чтобы российские войска остались на территории Молдавии и после декабря 2002 года, предельного срока для вывода войск, который был установлен Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Все вышесказанное указывает на существование опирающейся на советофильские, авторитарные и антирыночные силы стратегии, которая имеет целью максимизацию российского влияния в этой части Европы, которая вскоре станет восточными границами НАТО и ЕС. А тем временем г-н Путин, используя европейские лозунги, заявляет, что (Россия) заслуживает места за столом НАТО и голоса в ЕС. Он, очевидно, делает ставку на то, что Запад проигнорирует поддержку Кремлем антиевропейских сил в этой значительной части Европы.