В девять вечера следователь из управления по борьбе с терроризмом заявил: "Работу начинаем прямо сейчас. Для этого есть, по меньшей мере, пять причин. Или, так скажем, аномалий┘". Вот из них мы и будем исходить, из этих "пяти аномалий", что украшают последнее путешествие Луиджи Фазуло и не похожи на плоды "случайности". Начнем с "другой жизни", которой жил человек, принесший в 17.47 смерть в сердце Милана.
С точки зрения фактов, которые могут заинтересовать Управление по борьбе с терроризмом, Луиджи Фазуло был не просто 67-летним швейцарским коммерсантом, проживающим в Локарно вместе с женой и двумя сыновьями и отлетавшим за свою жизнь 5 тысяч часов. Луиджи Фазуло прожил весьма сложную жизнь. В 80-е годы он попробовал такие "профессии", которые могли серьезно заинтересовать полицейский департамент. В архивах швейцарской полиции хранятся дела, свидетельствующие о его причастности к контрабанде произведений искусства и драгоценностей. А тяжелый финансовый переплет, отягченный возможной конфискацией имущества, в который он попал, мог вызвать не только озабоченность.
Именно эти швейцарские дела и заинтересовали сотрудников Управления по борьбе с терроризмом. Последний путь Фазуло, рассуждали следователи, стоит того, чтобы изучить его самым пристальным образом, равно как и действия, которые предшествовали тарану здания. Посмотрим.
Фазуло вылетает в 17.15 из швейцарского аэропорта "Аньо" в Локарно в направлении аэропорта "Линате" в Милане (где он должен совершить техническую посадку), чтобы затем вернуться обратно в Локарно. В 17.42, уже запросив с небольшим опозданием разрешение на посадку, он сообщает о проблемах с шасси диспетчерам аэропорта "Аньо" (Локарно). И только после этого повторяет это же сообщение диспетчерам аэропорта "Линате" (Милан), в котором планировал совершить посадку. "Почему Фазуло сообщил о повреждениях не в тот аэропорт, в котором должен был совершить промежуточную посадку? Вот вопрос, на который стоило бы ответить", - спрашивает следователь. Это - "аномалия".
Миланский аэропорт дает Фазуло указание "кружить по кольцу ожидания", представляющему собой эллипс к востоку от посадочной полосы, на периферии города. Его траектория, разумеется, никак не пересекается с небоскребом "Пирелли". Следователь продолжает: "Даже ребенку понятно, что невозможно из этого круга ожидания угодить в небоскреб. Разве что сделать это намеренно". Это обстоятельство - назовем его еще одной "аномалией" - вызывает серьезные подозрения. По крайней мере, по двум причинам. Фазуло не попросил разрешения на то, чтобы вылететь из кольца ожидания. Напротив, в последнем зарегистрированном сообщении диспетчерская служба предупреждает его о том, что он отклонился от курса. И еще: несколько очевидцев (и среди них полицейские, охранявшие небоскреб) сообщили следствию очень ценную информацию: прежде чем врезаться, самолет сделал вираж в сторону небоскреба. То есть намеренно изменил свой курс. Снизился. Прицелился. И устремился к 25-му этажу.
Это последнее обстоятельство вчера ночью привело к ужасающим последствиям. "Если действительно, - размышляет следователь, - у Фазуло были проблемы на борту, если ему пришлось вручную чинить шасси, и он потерял контроль над управлением, или, согласно еще одной версии, ему стало плохо, то мы должны найти ответ на вопрос, каким образом ему удалось с такой точностью протаранить небоскреб. Особенно если, как свидетельствуют очевидцы, кабина самолета была наполнена дымом из-за пожара на борту, а Фазуло летел вслепую".
Итак, подытожим. На столе Управления по борьбе с терроризмом через пять часов после трагедии "аномалии" выстраиваются таким образом, что гипотеза внезапного плохого самочувствия, руки случая теряет убедительность. У Фазуло были проблемы. Он был известен швейцарской полиции в связи с не очень чистыми делами, его тяготила ситуация с наследством. Он вылетает в Милан, но почему-то о проблемах, возникших на борту, предупреждает сначала швейцарский, и лишь потом миланский аэропорт. Он покидает без разрешения "кольцо ожидания" и, несмотря на предупреждения диспетчеров, направляется в центр города, "закрытый" для полетов. Делает последний вираж, снижается, - то есть прицеливается в здание, прежде чем врезаться в него.
Следователь признается: "Хотя мы можем с изрядной долей уверенности исключить теракт, то гипотеза о самоубийстве остается очень вероятной. Если ты в отчаянии, тебе 68 лет и тебя преследуют кредиторы, - то катастрофа самолета может решить все твои проблемы. Естественно, это только гипотеза, и мы не хотим оскорбить ничью память. Но мы должны проверить и ее". Или, лучше сказать, она уже проверяется.
Ночью члены семьи Фазуло были допрошены швейцарской полицией. Труп погибшего пилота, извлеченный из-под обломков здания, будет подвергнут вскрытию. Если позволят обстоятельства, то следствие попытается установить, наступила ли смерть до или после столкновения? Был ли действительно поврежден механизм шасси? Был ли самолет охвачен огнем и дымом до столкновения? Одним словом, действительно ли последнее путешествие Фазуло было слепой игрой случая?