Это не первый тур, это катаклизм. Известно, что французы любят играть, оказывается, они просто заядлые игроки. Они играют с демократией. Еще это называется играть с огнем. Или играть в дурака, как вам угодно. В обоих случаях похмелье, наступившее сегодня утром - ужасно. На Францию показывают пальцем, она - стыд всей Европы. И эта просвещенная Франция, которая любит давать уроки Австрии и Италии, столкнется с крайне правой партией "расистов, антисемитов и ксенофобов", по словам Алена Жюппе. Это случится во втором туре президентских выборов, показательных для V-й Республики. Казалось, что после неудачи Национального Фронта в 1998 году, и в связи с экономическим подъемом в стране, с крайне-правыми покончено. Но они никогда еще не были так сильны, и заняли место левых на финальной стадии президентской гонки. Как немыслимое стало возможным? У невиданного после Освобождения подъема крайне-правых (отметим, что в 1969 году во втором туре столкнулись два правых кандидата) есть множество причин.
1. Сосуществование - причина неучастия в голосовании и повод для протеста. По логике вещей во втором туре должны были сойтись лидер правых и лидер левых. Тот факт, что они оба находятся у власти вот уже пять лет, мог породить ощущение, что сценарий выборов заранее написан. Кроме того, оба лидера с самого начала нацелились на второй тур, прежде чем Жоспену (Jospin) пришлось внести коррективы в свои планы. Справа это вызвало разочарование некоторых избирателей, и они изменили свою позицию, отдав голоса Ле Пену (Le Pen). Значительная часть электората левых не пошла к избирательным урнам. Другая многочисленная группа отдала свои голоса крайне-левым, требуя еще большего полевения, прихода "левых в квадрате", как говорил Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu).
2. Кризис самоопределения левого движения. Мишенью этого протеста стал не только кандидат Жоспен, но и все партии, входящие в правительство. В особенности, КПФ, которая пришла к финишу позади двух троцкистских движений, - это настоящая пощечина истории. Падение партий, входящих в правительство, - знак глубокого недовольства левым большинством, которое, однако, стало достойным итогом их работы. Но этого оказалось недостаточно. Недостаточными оказались и представленные проекты партий. Никто не говорил напрямую с "молодым" электоратом, с людьми из народа, между "верхами" и "низами" образовался разрыв. Конкуренция внутри левого большинства не принесла ничего хорошего, мы увидели бывшего министра внутренних дел в кабинете Жоспена - Шевенмана, который захотел померяться силами с Шираком и Жоспеном. Ситуация немного напомнила итальянскую, где распри внутри коалиции "Олива" во многом способствовали победе Берлускони (Berlusconi).
3. Эксплуатация проблемы безопасности. Это - слабое место кандидата Жоспена, и единственный козырь кандидата Ширака. Последний использовал его и даже злоупотреблял им, и трагическая реальность помогла ему. Сказав, что Ширак копирует его программу в сфере безопасности, Жоспен принес дополнительные очки своему сопернику. Хуже того, он подчеркнул этим, что они неотличимы, как два близнеца. Кончилось тем, что он во многом убедил общественное мнение в том, что проблема безопасности - худшее из зол, от которых страдает Франция.
4. Ловкость Ле Пена. В свои 74 года Ле Пен уже в четвертый раз участвует в предвыборной кампании, и он сделал все, чтобы казаться более респектабельным, стать "центристом". Едва закончив сбор подписей в свою поддержку, он принялся собирать семена "безопасности", в изобилии посеянные Шираком. Как он любит говорить, французы предпочитают копию оригиналу. Вчера они подтвердили правоту его слов.
Драматизм ситуации в том, что дискредитированный президент, взятый на заметку правосудием, должен стать последним рубежом в борьбе против крайне-правого расиста. Это означает, что последствия "политического землетрясения" V-й Республики столь велики, что неизвестно, ни каким образом она будет реконструирована, ни когда.