Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Потерянные дети России

Дети, у которых нет детства

Потерянные дети России picture
Потерянные дети России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В империи Путина √ сотни тысяч беспризорников. К ним уже привыкли, никто не удивляется, когда их видит. Они являются частью теневой экономики, исполняя роль эксплуатируемых. Многие из них - это дети алкоголиков, которых избивают дома. Всё чаще случается, что родители сознательно ╚теряют╩ своих детей на вокзалах и в крупных городах

Целые орды детей попрошайничают по городам и весям. Рассказы об этих так называемых беспризорниках как о народном бедствии после гражданской войны в 20-е годы были в последние годы существования Советского Союза неотъемлемой составной частью уроков по истории. Кажется, что феномен принадлежит прошлому. Но сегодня в крупных российских городах сотни тысяч малолетних проституток, нищенок, мойщиков машин и торговок - и ни один прохожий не обратит на них внимания. Однако в середине января они кое-кому попали на глаза, а именно президенту Владимиру Путину. Он подверг публичной критике правительство за его нежелание обратиться к этой проблеме. С той поры, по крайней мере, в Москве детей, которые жили на улице, смело как метлой. Министерства стали поспешно предлагать меры по их регистрации и размещению. Судя по всему, они сильно недооценили численность этой группы населения.

В середине февраля российская секция Международной рабочей организации (ILO) опубликовала два социологических исследования о ситуации с работающими детьми на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Эта организация, скорее, исходит тоже из скромной цифры их общего количества. Называется 35-50 тысяч детей в возрасте меньше 18 лет. Демографы же считают, что число таких детей составляет почти полмиллиона.

Представление о том, каким образом, эти дети сводят концы с концами, дает исследование ILO. Оно, кроме того, вводит новое обобщенное название для различных групп - "рабочие дети улицы". "Беспризорных" - меньшинство, большинство контролируется и эксплуатируется взрослыми: молодежными бандами, торговцами наркотиками и сутенерами. Тем из детей, кто разносит рекламные объявления, собирает металлолом или занимается уборкой, повезло. Большая часть опрошенных занимается такими видами деятельности, которые Конвенция ILO по вопросам малолетних клеймит позором как "самые ужасные формы детского труда". Дети переносят тяжелые грузы, занимаются проституцией, воруют и торгуют наркотиками. Один процент опрошенных детей признался, что их постоянно принуждают к работе. Иными словами, им приходится жить в условиях рабства.

Сирот среди работающих на улицах России детей - меньшинство. Почти 70 процентов из них живут даже дома. Каждый четвертый надрывается, чтобы поддержать свои семьи. Однако примерно треть считается "социальными сиротами". Это значит, что их родители не могут или не хотят заботиться них. Многие из них - это дети алкоголиков, дома их избивают. Все чаще случается, что родители сознательно "теряют" своих детей на вокзалах и в крупных городах.

Нищета в семьях - главная и важнейшая причина, которая вынуждает детей идти на улицу. Но ILO видит также причину нужды детей в изменении у взрослых представлений о ценностях и утрате ими ориентиров, что было связано с распадом Советского Союза. По меньшей мере, это объясняет равнодушие общественности. Если раньше общепринятым и этичным считалось работать без личной материальной заинтересованности, то сегодня постоянно прославляется желание зарабатывать деньги.

Поспешно организованная широкая кампания по поимке маленьких бомжей не может их удержать надолго. Неизменная практика отправки детей из приютов в их семьи или государственные интернаты вряд ли поможет. Социальные сироты, как правило, не желают возвращаться ни домой, ни жить в государственных интернатах. Они воспользуются любой возможностью, чтобы снова вырваться оттуда. Чаще всего просто исчезают бомжи, составляющие ядро беспризорников. Когда кампания пройдет, они снова появятся на свет божий. Многие из них с удовольствием бы стали жить в приемных семьях.

В приютах крупных городов с ужасом констатируют, что, по меньшей мере, половина поступающих беспризорников неграмотна. Однако беспризорники, которых опрашивали члены ILO, не чувствуют себя уступающими "нормальным" детям-одногодкам. Они считают, что лучше знают жизнь и людей. Однако за их показной бравадой кроется неуверенность. На вопрос - "Если бы у тебя были младшие братья или сестры, ты бы хотел, чтобы они занимались такой же работой?" - две трети опрошенных дали отрицательный ответ. Число детей, работающих на улицах Москвы и Санкт-Петербурга, вряд ли пока можно подсчитать. Но инициатива Путина и исследования ILO дали обществу пищу для размышления. Начинается поиск новых структур для работы с детьми этой категории. Среди прочего в Думе лежит проект закона о введении уполномоченного по делам детей. Постепенно приходит убеждение, что это ненормальное явление, когда десятки тысяч детей в России подрастает, не имея школьного образования, что их будущее - это будущее страны.