Военные в Москве в ужасе: в Средней Азии тысячи военнослужащих НАТО, на Кавказе - американские военные советники. Геостратеги в Москве считают потерянными для себя эти страны, которые два столетия находились под российским влиянием и даже после распада Советского Союза рассматривались в качестве заднего двора России. Присутствие американцев и их союзников распространяется на территорию более трех тысяч километров - на земли бывшего Советского Союза, от Киргизстана, который граничит с Китаем, до Грузии на Черном море.
Полгода назад среднеазиатские государства предоставили в распоряжение американцев с благословения российского президента Путина аэродромы, чтобы те могли вести войну против талибов и "Аль-Каиды" в Афганистане. И в Москве, и в среднеазиатских государствах задаются вопросом, какие цели американцы преследуют в регионе помимо этого и как долго они намерены там оставаться. Озабоченность имеет разный характер: геостратеги в Москве опасаются, что американцы останутся навсегда; среднеазиатские политики - что США выведут свои войска слишком скоро. Вашингтон заверил Москву, что присутствие его войск в Средней Азии не рассчитано на долгий период времени. На какой же конкретно - неизвестно.
Самый важный союзник Америки в регионе - Узбекистан, президент которого Каримов был принят недавно в Вашингтоне президентом Бушем (Bush). Это самое мощное в военном отношении государство Средней Азии. Три года назад оно вышло из коллективного договора по вопросам безопасности Содружества независимых государств (СНГ), участниками которого сегодня еще являются Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. По этой причине Ташкент не нуждается в согласии Кремля на предоставление в распоряжение иностранных войск военных баз. На аэродроме Ханабад на юге Узбекистана, который имеет общую границу с Афганистаном протяженностью 140 километров, находятся, примерно, 1 500 американских военнослужащих. К тому же министр обороны ФРГ Шарпинг (Scharping) подписал во время своего недавнего визита в Узбекистан договор, согласно которому бундесвер может пользоваться военным аэродромом под Термезом, расположенным в непосредственной близости от границы с Афганистаном. Готовность к сотрудничеству стоит того: в этом году Узбекистан получает от Вашингтона помощь на развитие в размере 160 миллионов долларов США, что, примерно, в три раза больше, чем в прошлом году (55 миллионов долларов США). Европейский союз тоже увеличил помощь Ташкенту до 50 миллионов евро, что в два раза больше, чем в прошедшем году.
Казахстан - сосед на Севере, - оспаривающий вместе с Узбекистаном ведущую роль в Средней Азии, охотно бы стал вторым главным союзником американцев в регионе. Президент Назарбаев раньше, чем все другие руководители среднеазиатских государств заявил, что все возможные запросы Америки и НАТО, касающиеся военной поддержки, могли бы быть рассмотрены положительно. Однако Казахстан является непосредственным соседом России и к тому же удален от Афганистана дальше, чем другие государства региона.
Важное значение для американцев имеет Киргизстан. На аэродроме Манас, вблизи столицы Бишкек, дислоцируется около 1 200 военнослужащих Америки, Испании, Франции и Германии, а также Канады, Италии, Дании. Разместить там свои войска получили право Турция и Австралия. Недавно состоялось девятидневное антитеррористическое учение совместно с киргизскими войсками, которые три года назад проявили беспомощность во время налетов исламских боевиков в Ферганской долине. Согласно американским и киргизским данным, планируется, что контингент войск в Манасе увеличится до 3 000 человек. Аэродром, на котором будет впоследствии дислоцировано сорок больших военных и транспортных самолетов, спешно расширяется. Договор на использование аэродрома заключен на двенадцать месяцев.
Президент Акаев, считавшийся долгое время среди авторитарных руководителей региона демократом, дал уже понять, что он был бы не против продлить этот срок. "Очень проблематично, чтобы все проблемы в Афганистане были решены в течение одного года", - сказал он и выразил уверенность, что как Россия, так и Китай будут не против более длительного присутствия иностранных войск. Акаев отрицает то, что его страна, имеющая большие долги, якобы, идет навстречу пожеланиям Вашингтона из экономических соображений.
В Таджикистане - самом бедном государстве региона - на юге страны, на аэродроме Куляб, расположенном вблизи от афганской границы, находятся несколько сотен военнослужащих из состава антитеррористической коалиции. Конечно, в стране значительно больше российских военнослужащих: 205-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в столице Душанбе и на юге; российские офицеры командуют таджикскими пограничными войсками. Речь идет в общей сложности о личном составе численностью 25 000 человек.
В Москве в настоящее время дискутируется, прежде всего, вопрос, сколь долго американцы собираются оставаться на Кавказе. В Грузию, ориентирующуюся на Запад, направлены от 150 до 200 военных советников с задачей подготовки грузинских вооруженных сил к действиям против террористов в Панкисском ущелье, где, как утверждается, находятся несколько сот исламистских боевиков из Чечни. Кроме того, член НАТО Турция занимается модернизацией военного аэродрома Марнеули под Тбилиси, который будет использован для авиации НАТО. В Москве, где присутствие американских военных советников в соседнем государстве вызвало сильное беспокойство, "Независимая газета" утверждала, что американцы планировали с этого аэродрома наносить удары по Багдаду. В российской прессе редко упоминается то обстоятельство, что Москва до сих пор держит в Грузии воинский контингент численностью двадцать тысяч человек. Поэтому вряд ли может идти речь об изменении военного соотношения сил в связи с прибытием туда двухсот американских военных советников. К тому же более 100 000 российских военнослужащих находятся в соседней Чечне.
Впрочем, ясно, что американцы усиливают свое политическое и военное влияние в Грузии, Армении и Азербайджане. Армения, которая остается в регионе последним бастионом Москвы, где мыслят категориями свой и чужой, получит американскую военную помощь. Недавно Вашингтон отменил запрет на предоставление военной помощи Азербайджану и начал переговоры по вопросам сотрудничества в области безопасности. Присутствие американцев на Кавказе могло бы также служить целям обеспечения безопасности запланированного для строительства нефтепровода в направлении от Баку, через Грузию и до черноморского турецкого Джейхана. Нефтепровод пойдет в обход России. Турция с учетом этого проекта уже заключила с Грузией и Азербайджаном договор в области безопасности.
Военная и экономическая помощь Запада открывает среднеазиатским и кавказским государствам новые перспективы, зависимость от великого соседа России, конечно же, сохранится. Казахстан, где более трети населения - русские, транспортирует сегодня 95 процентов своей нефти через Россию по нефтепроводу с тенгизских месторождений до российского черноморского порта Новороссийск. Москва арендует космодром Байконур. У Таджикистана 60 процентов торгового оборота приходится на Россию. Грузия зависит от поставок газа из России и не в состоянии разрешить свои территориальные конфликты без участия России. Азербайджан недавно продлил России срок аренды построенной в 1987 году военной радиолокационной станции в Габале.
Интерес к Средней Азии и Кавказу определяется сегодня уже не только "большой игрой" вокруг нефти и газа. На переднем плане стоят вопросы безопасности. На Кавказе намечается, видимо, новое разделение труда между Западом и Россией, о чем уже существует договоренность, что касается Средней Азии. В последние годы русские и, не в последнюю очередь, президент Путин не раз говорили о "дуге нестабильности", которую определяют исламистские боевики и организованная преступность, связанная, например, с торговлей наркотиками и контрабандой оружия. По российским представлениям к этой дуге относятся, не в последнюю очередь, страны Кавказа и Средней Азии. Пришло время, чтобы здесь что-то предпринять. Эту мысль Америка трансформировала в свою собственную точку зрения относительно того, что же нужно действительно делать.