Это был удивительный выбор почти 20% французских избирателей в состоявшемся в воскресенье первом туре их президентской избирательной кампании. Жан-Мари ле Пен (Jean-Marie Le Pen), лидер выступающего против иммиграции Национального фронта, недавно сказал о себе: "Я несколько похож на Зорро (Zorro). Всякий знает, что Зорро существует, но его никто толком не видел". К сожалению, мир, возможно, получит шанс досыта наглядеться на г-на ле Пена, который победил на выборах социалиста Лионеля Жоспена (Lionel Jospin) и 5 мая будет соперничать во втором туре с нынешним президентом Жаком Шираком (Jacques Chirac). Хочется надеяться, что французские избиратели распознают его натуру за его демагогией, иначе г-н ле Пен - карьера которого строится на ненависти к иностранцам и меньшинствам - может стать следующим президентом Франции.
Было бы просто высмеять кого-то - во всяком случае, того, кому старше 10 лет - который верит в существование Зорро, но фиглярство г-на ле Пена обыкновенно не бывает столь занятным. В 1987 году, например, он назвал газовые камеры нацистов просто "эпизодом в истории". После 11 сентября он выразил мнение, что террористические нападения послужили некоторым оправданием его предсказаний апокалиптического столкновения цивилизаций.
Его главный пунктик - оппозиция иммиграции. Он утверждает, что является франкофилом, а не расистом. Но ранее в этом году г-н ле Пен сравнил иммигрантов с паразитическими птицами, которые не улетают, как бы сильно вы ни шумели. По сообщению газеты "London Times", он сказал, что дело не в том, чтобы "выдворить" паразитические элементы. "Мы позволим им уехать", - сказал он. Да, это у него получилось в истинно французском стиле.
Успех г-на ле Пена пока что приписывают его предупреждениям в отношении отсутствия у французов чувства безопасности и серии обвинений в коррупции, которые он предъявил г-ну Шираку. Демагогия г-на ле Пена выражается в том, что он заявляет будто "французская идентичность" разрушается иммиграцией, особенно мусульман из Африки.
Г-н Ширак, который хочет остаться президентом на второй срок, получил самый низкий процент голосов - чуть более 19% - для любого президента с 1958 года. Его социалистический соперник, г-н Жоспен, провел тусклую избирательную кампанию. Французская экономика, как и экономика многих других европейских стран, держится на высоких налогах и является полусоциалистической. Во французских избирателях неприятие каких бы то ни было перемен в их экономическом раскладе вызывает гнев, делая их уязвимыми для радикалов вроде ле Пена.
Французы оставили себе двух кандидатов в президенты, ни одного из которых не следовало бы выбирать. Г-н Ширак, вполне возможно, не годится на эту должность в силу того, что коррумпирован, но г-н ле Пен не годится потому, что коррумпированы его верования и заявления, которые безошибочно напоминают о Германии периода 30-х годов. Очень стыдно, что уже не осталось третьего выбора. Что нужно Франции, так это консерватор, который сумеет подлечить французскую экономику, а не радикал, который только лишь сделает ныне существующие проблемы еще более острыми.
Иллюзии г-на ле Пена простираются далее Зорро и распространяются даже на самое серьезное дело Франции - футбол. В 1998 году, когда Франция выиграла Кубок мира, г-н ле Пен сказал: "Я приписываю эту победу Национальному фронту". Мы так никогда и не узнали, что именно сделала его партия на поле или вне его. Французам следовало бы купить г-ну ле Пену саблю, плащ и черного коня и позволить ему ускакать прочь. Как можно дальше.