Следующим человеком, который ступит на Луну, может стать китаец. Этот прогноз распространяют инженеры, работающие в области космонавтики в самой многонаселенной на Земле стране. Не все западные специалисты разделяют эту точку зрения. Но как бы ни было, китайская элита делает в настоящее время все возможное, чтобы страна стала членом клуба пилотируемой космонавтики. Прыжок во Вселенную вслед за космонавтами и астронавтами готовятся совершить в ближайшее время тайконавты (китайское слово "тайконг" означает космос).
25 марта с космодрома, расположенного на окраине южной части пустыни Гоби, была запущена ракета типа "Великий поход 2F", которая вывела на орбиту космическую кабину под названием "Шеньчжоу" ("Священная лодка"). В течение шести дней аппарат длинной 15 метров совершал витки вокруг Земли. На борту осуществлялись многочисленные научные эксперименты, там находились оснащенные телеметрической аппаратурой манекены. Официально ставилась задача изучить развитие зародышей и эмбрионов животных в условиях невесомости.
Это был уже третий по счету полет подобного корабля. Еще в этом году, предположительно, будет совершен и четвертый. То, что за китайцами не станет, чтобы послать в космос не манекены, а человека, подтверждает Ки Фарен (Qi Faren) - главный разработчик "Шеньчжоу-3". В интервью китайской газете "Peopl"s Daily" он сказал, что последний полет доказал готовность техники сохранить жизнь экипажа. "Священная лодка" может взять на борт трех тайконавтов.
Ирония заключается в том, что первый камень в фундамент китайской космонавтики заложили американцы. В эпоху маккартизма из США выслали около 100 китайских ученых. Один из них - Цзин Вэй Чанг (Tsien Wei Chang) участвовал в разработке реактивных двигателей. В 1956 году он стал руководителем ракетной программы Народной республики, которая первоначально преследовала военные цели. Вскоре у коммунистических военных появилась межконтинентальная ракета, на базе которой была создана гражданская ракета-носитель "Великий поход 1". 24 апреля 1970 года, после вывода на орбиту первого китайского спутника, Китай стал вслед за Советским Союзом, США, Францией и Японией пятой космической державой.
Очень быстро Китай создал целый ряд ключевых технических наработок. Уже в 1975 году ему удалось возвратить на Землю контролируемую с орбиты отделяемую кабину. Это было важно для получения разведывательной информации со спутников-шпионов. Девять лет спустя, впервые был применен космический корабль с водородно-кислородным двигателем. Наличие такого двигателя является главным условием для выведения метео-спутников и спутников связи на геостационарную орбиту.
За тридцать лет китайские ракеты вывели в космос более 50 спутников, среди них, начиная с 1990 года, были и спутники других государств. Тем самым, Китай вышел в качестве конкурента на рынок коммерческих услуг, пусть и со скромными возможностями. Последнее объясняется, прежде всего, недостаточной уверенностью в технике. В девяностые годы неудачными оказались семь стартов. Катастрофой закончилась попытка запуска ракеты в феврале 1996 года, когда она взорвалась через 22 секунды полета. По официальным данным, тогда погибли шесть человек.
И, вот, уже с конца восьмидесятых годов осуществляется проект 921 с целью вывода на орбиту корабля с двумя тайконавтами на борту. Китайские военные, в частности, говорят, что их инженеры разрабатывали все, что касается космонавтики, самостоятельно, но в то же время известно, что русские продали им значительную часть своей техники. Что конкретно - неизвестно. В 1995 году информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщало, что Китай купил в полном комплекте космический корабль "Союз" вместе с системой жизнеобеспечения, а также системами спасения и поддержания температуры. Китай получил также стыковочную систему для двух космических кораблей. К тому же, как утверждают, с 1996 года в тренировочном центре "Звездный городок" под Москвой проходили подготовку начинающие тайконавты. То, что их "Священная лодка" теперь так похожа на "Союз", конечно, не случайность.
Как и прежде, проблемой для китайской космонавтики остаются строгие американские ограничения на экспорт в коммунистические страны электронного оборудования. Европа в этом плане открытее. С 1984 года между Китаем и Германией действует соглашение о сотрудничестве в области космических исследований и космической техники. В настоящее время китайские инженеры интересуются электролизным оборудованием для воспроизводства кислорода из выдыхаемого воздуха, которое разрабатывается на европейском предприятии по производству космической техники "Astrium" в Бремене. Это еще одно доказательство реализации проекта 921.
Три месяца назад китайская делегация подала в Европейское космическое агентство (ESA) заявку на участие в проекте Международной космической станции (МКС). С учетом нынешних финансовых трудностей США помощь со стороны нового партнера была бы, видимо, желательной. Во всяком случае Мануэль Вальс (Manuel Vals) из сектора пилотируемой космонавтики мог бы представить себе участие китайцев в научных экспериментах. Возможно, они запустят в космос свою собственную станцию, ведь, отделяемые кабины кораблей "Шеньчжоу" можно состыковывать. Специалисты, такие, как Филипп Кларк (Philip Clarke) из британской компании "Molniya Space Consultancy", исходят из того, что в ближайшие месяцы на околоземную орбиту будет запущен беспилотный корабль "Шеньчжоу-4". Поскольку один из трех модулей "Шеньчжоу-3" находится еще на орбите, китайцы могли бы попытаться состыковать обе отделяемые кабины. Если получится, то вскоре в космос могли бы стартовать первые тайконавты.