Полагая, что демократия в опасности, лидеры различных французских политических движений решили действовать совместно, чтобы предотвратить возможную победу в президентских выборах 5 мая ультраправого кандидата Жана-Мари Ле Пена (Jean-Marie Le Pen), занявшего второе место в первом туре.
В европейских столицах выразили почти единодушное неодобрение неожиданному выходу Ле Пена во второй тур: он ни в коем случае не должен стать президентом, поскольку в новой объединяющейся Европе с ее отмирающими границами нет места его анти-иммигрантским взглядам.
Во время сегодняшней пресс-конференции восторженный Ле Пен обещал провести энергичную кампанию против нынешнего президента Жака Ширака (Jacques Chirac). Особое внимание Ле Пен собирается уделить растущей преступности и иммиграции. Он объявил себя "кандидатом французского народа, противостоящего кандидату системы".
В случае своего избрания, Ле Пен обещает выйти из Маастрихтских соглашений 1992 года, положивших начало теперешней экономической и финансовой интеграции. Ле Пен заявил: "Я не враг Европы. Я сторонник Европы наций, Европы отчизн. Но я убежденный противник сверхнациональной федеральной Европы".
Ле Пен дал понять, что в оставшиеся 12 дней предвыборной кампании уделит внимание финансовым скандалам, которые преследовали Ширака в течение его президентского срока. "Если бы он был главой фирмы, то покинул бы ежегодное собрание своего предприятия в наручниках", - сказал Ле Пен.
Германский канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) заявил, что победа Ле Пена "должна быть предотвращена" и добавил, что "вызывает беспокойство, что крайне правые становятся внушительной силой". Политики в Англии, Испании и Бельгии выразили свою обеспокоенность ростом экстремизма в столь важном члене Европейского союза.
В 2000 году Франция вынудила Европейский союз, состоящий из 15 стран-участниц, ввести санкции против Австрии, после того, как ультраправый Йорг Хайдер (Joerg Haider) набрал высокий процент голосов в парламентских выборах и его анти-иммиграционная Партия Свободы была приглашена в коалиционное правительство. Эти санкции были отменены в том же году и были оценены большинством как непродуктивные. Сегодня никто серьезно не предлагает ввод аналогичных санкций против Франции.
Хайдер - один из немногих влиятельных европейских политиков, поддержавших Ле Пена. В интервью радио ORF он заявил: "Любой, высказывающийся против излишней и неконтролируемой иммиграции и злоупотребления законодательством о предоставлении политического убежища в правоцентристском контексте, немедленно объявляется экстремистом. Но наши сограждане больше не намерены все это терпеть".
После подсчета 99,11% голосов, у Ширака было 19,83%, у Ле Пена - 16,91%, а остальные голоса были поделены между премьером-социалистом Лионелем Жоспеном (Lionel Jospin) (16,14%) и остальными 13 кандидатами. Многие аналитики предсказывают, что при данном раскладе, практически все, проголосовавшие не за Ширака в первом туре, отдадут ему свои голоса во втором. Некоторые опросы отдают Шираку до 80% голосов.
Политики всех мастей начали разработку совместных действий по достижению этого результата. Ширак уже встретился с одним из своих правоцентристских соперников, Франсуа Байру (Francois Bayrou), занявшим четвертое место в первом туре, и начал серию консультаций с советниками и членами правоцентристского блока в парламенте.
Кандидат от Коммунистической партии Робер Ю (Robert Hue), набравший 3,37% голосов (самый низкий результат за всю историю этой некогда могущественной партии), призвал своих сторонников голосовать за Ширака. Кандидат от Партии зеленых Ноэль Мамер (Noel Mamere), получивший чуть более пяти процентов, и бывший министр внутренних дел в правительстве Жоспена социалист со стажем Жан-Пьер Шеванман (Jean-Pierre Chevenement), который построил свою кампанию на романтических "республиканских ценностях", тоже призвали проголосовавших за них отдать свой голос Шираку.
Социалист Жоспен, которому все предвыборные опросы предрекали выход во второй тур, сохранял молчание весь день после выборов и своего объявления об уходе из политики. Он предоставил своим помощникам призывать избирателей голосовать за старого врага Социалистической партии Ширака.
Мэр Парижа Бертран Делано (Bertrand Delanoe), социалист, как и его давний союзник Жоспен, заявил на телеканале LCI: "Мы должны построить непроходимую преграду на пути правого экстремизма и его проявлений - расизма, антисемитизма и фашизма". "Я вынужден отдать свой голос Шираку, хотя это и не принесет мне особой радости", - добавил Делано.
Шираку предстоит нелегкий выбор в течение оставшихся до выборов двух недель в том, что касается теледебатов с Ле Пеном. Дебаты стали неотъемлемой частью политики во Франции, но президент и его окружение опасаются, что участие в дебатах придаст Ле Пену легитимность и даст возможность высказать свои идеи.
По мнению аналитиков, наибольшую проблему для Ширака представляют июньские выборы в парламент. Ожидалось, что правоцентристские союзники Ширака отберут контроль над Национальным собранием у левой коалиции Жоспена, состоящей из социалистов, зеленых и коммунистов.
Неожиданный выход Ле Пена во второй тур сильно повышает шансы того, что большее число членов Национального фронта будет выбрано в июне. Это либо создаст ситуацию, в которой ни у одной из групп не будет большинства, либо разделит голоса правых и позволит левым контролировать парламент.
Ширак неоднократно отвергал саму возможность союза с ультраправыми.
В течение последних пяти лет, 69-летний Ширак был вынужден мириться с парламентом, контролируемым Жоспеном и социалистами. Во Франции это было названо "сосуществованием". Многие аналитики полагают, что это привело к параличу власти и невозможности провести столь необходимое реформирование экономики и государственного аппарата.
Избирательный календарь был изменен Национальным собранием в этом году: парламентские выборы были поставлены после президентских. Смысл нововведения был в том, что, выбрав президента, избиратели определятся со своими политическими предпочтениями и, таким образом, либо правые, либо левые будут контролировать обе ветви власти.
"Меня беспокоят парламентские выборы, поскольку Шираку вряд ли удастся получить большинство, - заявил политаналитик Ив Мени (Yves Meny). - Скорее всего, ни у кого не будет большинства". Согласно его прогнозу, в следующем парламенте у левых будет около 40%, у правого центра - чуть больше, а все остальные места достанутся крайне правому Национальному фронту Ле Пена.
"Следующие несколько лет Францией будет крайне трудно управлять", - добавил Мени.
Левые активисты организовали демонстрации по всей Франции в знак протеста против выхода Ле Пена во второй тур и роста популярности крайне правых. Многие из демонстрантов сказали, что не голосовали в воскресенье или голосовали за левых кандидатов, чьи шансы на победу были очень малы, но не подозревали, что тем самым расчищают Ле Пену дорогу во второй тур.
В Марселе несколько тысяч преимущественно молодых демонстрантов прошли по центру города, неся плакаты "Я стыжусь, что я француз".
"Мне очень стыдно, что я не голосовал вчера, - говорит 33-летний инструктор по вождению Жорж Руйе (George Rullier).- В этом беда всех левых. Правые всегда голосуют".