Сергей Шолох надеется, что три радиолокационные станции "Кольчуга" стоимостью в сотню миллионов долларов помогут ему вернуть лицензию на вещание его радиоканала "Радио Континент". На чем строится расчет: в случае, если подтвердится информация о том, что радиолокационные станции были поставлены Ираку в обход эмбарго ООН с ведома украинского президента Кучмы, тот окажется под таким внешнеполитическим давлением, что на Украине от него отвернутся все его соратники. А тогда совсем иным, чем сегодня, будет состав Национального совета по телевидению и радиовещанию, который лишил Шолоха в конце прошлого года лицензии.
Проблемы, возникшие у "Радио Континет", имеют политическую подоплеку. Косвенно радиоканал имеет отношение к случаю с Георгием Гонгадзе, потрясшему в прошлом году Украину и поставившему в сложное положение президента Кучму. Осенью 2000 года Гонгадзе был похищен при невыясненных обстоятельствах и убит, якобы, по указанию президента. Ко времени президентских выборов в ноябре 1999 года Гонгадзе являлся начальником информационной службы радиоканала и в передачах, которые он готовил, не делал секрета из своего негативного отношения к Кучме.
До момента лишения лицензии в конце прошлого года на долю "Радио Континент" приходились 23 процента радиорынка Киева. Хорошо, по словам Шолоха, шли дела с рекламой, так как слушатели канала, передававшего джазовую музыку и новости, часть которых основывалась на программах на украинском языке радиостанции "Deutsche Welle", относились к той небольшой части населения столицы, которая не бедствовала. Если это правда, то радиоканал Шолоха был большим исключением на Украине - в стране, где за весь 2000 год на рекламу было израсходовано всего 35 миллионов долларов. В соседней Польше, где жителей на десять миллионов человек меньше, на эти цели было израсходовано в пятнадцать раз больше средств.
Власть без власти
По этой причине вряд ли какая-нибудь газета, какой-нибудь частный теле- или радиоканал могут выживать самостоятельно. Почти все средства массовой информации находятся в руках олигархов, которые поделили экономическую и политическую власть на Украине и одновременно конкурируют между собой. Они финансируют теле- и радиоканалы не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы иметь возможность влиять на общественное мнение. Это особенно наглядно проявилось во время избирательной кампании перед парламентскими выборами 31 марта, когда каналы и газеты проявили однозначную приверженность определенным партиям, за которыми опять же стоят определенные олигархи.
В частности, можно говорить о большом многообразии во взглядах в обществе, но зачастую это обстоятельство реже является выражением различных политических платформ и чаще - отражением экономических интересов определенных фигур и группировок. Такие радиоканалы, как "Радио Континент" или газеты, подобные еженедельнику "Dserkalo Tischnja", и претендующие на честность информации и знание подоплеки происходящих событий, являются на Украине инородным телом.
Многие украинские журналисты сомневаются, что канал Сергея Шолоха действительно мог работать с прибылью, если, конечно, государство допускало это. У Шолоха слава жесткого руководителя, который много требует от своих сотрудников. Но он не всегда вовремя выплачивает заработную плату и неудачлив как менеджер. Однако экономическую сторону своих трудностей в отношениях с Национальным советом по телевидению и радиовещанию, представляющим государственную власть, он выносит на первый план. После парламентских выборов ему дали понять, что он может получить новую частоту, но Шолох этого не хочет: "Я вложил много средств, чтобы сделать популярной частоту 100,9", - говорит он. На этой частоте теперь вещает "Радио Оникс", за которым, как говорят, стоит олигарх Аркадий Волков. Киевский суд вынес, в частности, решение, что лишение частоты является незаконным, но добиться реализации своих прав Шолох не может. Он должен быть рад тому, что передачи его канала можно слушать благодаря пошедшему навстречу "Радио Оникс" хотя бы в некоторых районах Киева.
"На Украине нет проблем со свободой слова, есть проблемы со свободой средств массовой информации", говорит Шолох. В принципе это, конечно, является проблемой экономической свободы: кланы олигархов, которые после получения независимости сколотили свои состояния на бизнесе в теневой экономике, балансировавшей на грани преступного и легального предпринимательства, пронизали своим влиянием все государство. В экономической конкуренции речь идет не о том, кто может утвердиться на рынке, а о том, кто сможет стать более весомым в своем влиянии на суды, местные органы власти и институты, ведающие выдачей лицензий. Это относится ко всем отраслям, но особенно к средствам массовой информации, поскольку, по меньшей мере, в таком формально демократическом государстве, как Украина, власть без власти над общественным мнением невозможна на длительный период времени.
Журналисты дискредитированы
В глазах многих украинцев журналисты дискредитировали себя, работая по заказу групп интересов. Наиболее показательным в этом плане была прошедшая избирательная кампания, когда информационные сообщения некоторых телеканалов занимались ни чем иным, как пропагандой. Социал-демократическая партия Украины (объединенная), обладавшая самым большим влиянием на средства массовой информации, набрала чуть больше шести процентов голосов избирателей, а из более, чем ста сорока журналистов, баллотировавшихся в парламент, в парламент не прошел ни один. Это примечательно, поскольку средства массовой информации почти во всех восточноевропейских странах постоянно получали в ходе опросов высокий уровень доверия и симпатий респондентов.
Журналисты, которые не хотят поддаваться экономическому и политическому давлению, платят высокую цену. Гонгадзе, отнюдь, не единственный журналист, который был убит за последние годы на Украине. Поэтому редакции, не желающие быть в зависимости от местных органов власти или денег олигархов, надеются найти поддержку на Западе. С помощью средств фондов или благотворительных вкладов Европейского союза они пытаются вопреки мощному сопротивлению заниматься журналистикой, которая не обязана никаким партиям, будь они у власти или в оппозиции. "Радио Континент" Шолоха тоже существует в какой-то мере на западные деньги. Какова их доля в бюджете канала, он, разумеется, не говорит.
Заместитель главного редактора еженедельника "Dserkalo Tischnja" подходит к такой зависимости от западных денег с критической точки зрения: борьба за свободу прессы, по ее словам, становится профессией, а возникающие в результате этого продукты не нуждаются в утверждении на рынке. На одном из мероприятий радиостанции "Deutsche Welle" и киевского филиала Фонда Фридриха Эберта (Friedrich Ebert) она на днях сказала, что независимая пресса, которая заслуживала бы такого звания, а не занимала только нишу, появится на Украине лишь тогда, когда появятся иностранные инвестиции. "Dserkalo Tischnja" был до недавнего времени хорошим подтверждением ее тезиса: еженедельник мог занимать критическую позицию, так как принадлежал американцу. После банкротства инвестора будущее единственного качественного еженедельника Украины более чем ненадежно.