Официально операция "Защитная стена" нацелена на разрушение "террористической инфраструктуры", с помощью которой осуществляются теракты на территории Израиля. Но за этим скрывается другая цель: разрушение палестинских институтов и уничтожение кредита доверия к Ясиру Арафату
"Было заметно, что вид разрушенного здания, в котором произошла наша встреча посреди города, оккупированного израильскими танками, несколько смутил Колина Пауэлла (Colin Powell). Но я не имел никаких иллюзий на счет результатов его визитов в Рамаллах. Нам было прекрасно известно, что он не мог дать нам никаких гарантий ни по поводу точного календаря вывода израильских войск, ни по поводу создания и развертывания буферного контингента международных сил, ни по поводу возобновления политического диалога". Уставший голос Ясира Абеда Раббо (Yasser Abed Rabbo), палестинского министра культуры и информации, на другом конце провода, выдавал растерянность человека, который за последние месяцы использовал все средства (вместе со своим другом, бывшим министром юстиции Израиля, Йосси Бейлином, чтобы привлечь внимание европейцев к тому, как Израиль и Палестина тянут друг друга в пропасть. Тщетно.
"Нам нечего было ждать от этого визита по одной простой причине", - объясняет Ясир Абед Раббо, прикованный к осажденному Рамаллаху, где объявлен комендантский час. "Шарон (Sharon) развязал новую оккупацию городов на западном берегу реки Иордан, потому что Вашингтон дал ему на это зеленый свет. Шарон убедил Буша (Bush), что ведет, как и он, войну против терроризма, что позволяет ему разрушить палестинскую автономию и похоронить мирный процесс. Что касается идеи о проведении региональной конференции, к которой он решил-таки присоединиться, - то ее главной целью является нормализация отношений между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией и выигрыш времени. В реальности, для решения палестино-израильского конфликта, мы не нуждаемся ни в какой международной конференции. Существуют резолюции ООН, соглашения между Израилем и ООП, взаимные обязательства: стоит лишь выполнить резолюции ООН, возобновить переговоры с той точки, на которой они остановились, и мы найдем выход из кризиса. Но мне хорошо известно, что Шарон хочет совсем другого".
По словам его советников, Ясир Арафат считает "политической победой" встречу с госсекретарем США в полуразрушенных и обгорелых стенах осажденной штаб-квартиры "Муката". Несколькими днями ранее Шарон назвал эту встречу "трагической ошибкой", тогда как старый палестинский лидер, уставший, но сохранивший боевой дух, несомненно, был рад тому, что Колин Пауэлл прибыл к нему на своем бронированном автомобиле, после того как пересек часть Рамаллаха, чьи пустынные улицы, продавленные гусеницами танков, усеянные каркасами раздавленных автомобилей, кучами мусора, осколками стекол и гильзами, свидетельствовали о варварстве израильского "вмешательства".
Несмотря на колебания своего окружения, Арафат не стал отвергать идеи региональной конференции, предложенной Ариэлем Шароном и Колином Пауэллом, однако при условии предварительного вывода израильской армии с территории Автономии. "В ситуации, в которой мы оказались, - говорит один из его советников, - мы не можем позволить себе игнорировать американские предложения. В случае нашего отказа от переговоров, свидетелем израильтян станет весь мир. Но нужно отдавать себе отчет, что цели, поставленные на форуме, будут ограниченными. Кроме израильтян и палестинцев форум объединил бы представителей Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Марокко, и некоторых нефтяных эмиратов, и все под наблюдением США". Другие приближенные палестинского президента, такие как Ясир Абед Раббо, крайне враждебно настроены в отношении конференции, которая может стать "простым орудием американской дипломатии".
Европейский Союз, чья позиция, по мнению Шарона, глубоко враждебна Израилю, и чьи представители получили в Иерусалиме унизительный "от ворот поворот", даже не вошел в примерный список участников конференции, оглашенный американской делегацией. "Внимание, - предупредил в прошлое воскресенье Саеб Эракат (Saeb Erakat), один из главных палестинских переговорщиков, - Шарон с помощью этой конференции - на которую он хочет не допустить Ясира Арафата - желает заложить новые основания мирного процесса, чтобы продлить оккупацию западного берега реки Иордан и сектора Газа".
Что входит в нынешний проект Шарона, помимо разрушения основных институтов Палестинской автономии - сфер безопасности, образования, здравоохранения, культуры, органов местного самоуправления и систематического разрушения ее инфраструктур (дорог, линий электропередач, сетей подачи питьевой воды, канализации, телефонных линий, станций и коммутаторов, школ, полицейских участков) - в каждом из осажденных городов? Есть ли за военной операцией какой-либо политический горизонт? Палестинцы сомневаются в этом, как и многие иностранные дипломаты, и ряд представителей израильской прессы. "Легко заметить радость Шарона во время его встреч с солдатами", - объясняет один из них, обеспокоенный все более нетерпимым патриотизмом своих соотечественников. - Гораздо труднее понять, куда он ведет страну".
Официально операция "Защитная стена" нацелена на разрушение "инфраструктур террористов", ответственных за совершение терактов-самоубийств против мирного населения Израиля. В реальности, из 5000 палестинцев, арестованных за две последние недели, лишь 50 находятся в розыске по данным начальника генерального штаба, генерала Шаула Мофаза (Shaul Mofaz). Человек из окружения Арафата, 43 -летний Марван Баргути (Marwan Barghouti), глава ответвления "Фатх" на западном берегу реки Иордан и депутат палестинского парламента, был представлен службой безопасности Израиля как один из главарей террористической сети и был арестован в Рамаллахе в понедельник. Выходец из видной палестинской семьи, Баргути прекрасно говорит на иврите, который он выучил за время пребывания в тюрьме, имеет много друзей среди израильских левых и среди сторонников мира, также известен как один главных организаторов второй Интифады. Но он многократно публично заявлял "о законности вооруженных действий против сил оккупации", и спецслужбы Израиля обвиняют его в тайном руководстве "Бригадами Мучеников Аль-Аксы", организации, которая взяла на себя ответственность за ряд наиболее кровавых терактов.
Менее заметным стал арест, также в понедельник, Джамаля Тавиля (Jamal Tawil), лидера военного крыла движения исламского сопротивления "Хамас" в Бетунии, у ворот Рамаллаха. Но руководители "Хамас", которые не прекращают призывов к продолжению "боевых действий", и чьи тайные группы ответственны за совершение большей части терактов-самоубийств, по-прежнему остаются на свободе.
Эта избирательная "война с терроризмом", реальную эффективность которой оспаривают даже некоторые чины израильской армии, скрывает в себе другую цель, политическую: уничтожение кредита доверия международного сообщества к Ясиру Арафату. За обвинениями против его режима, против его авторитаризма, подозрительного обогащения ряда приближенных, о чем уже давно говорят в самой Палестинской автономии - последовали замечания по поводу его возраста (73 года, на год младше Шарона), его нестабильного состояния здоровья и о необходимости для палестинцев найти более молодых руководителей, которые в состоянии поспеть за современным миром. После 11 сентября, наконец, его стали сравнивать с бен Ладеном (Ben Laden), последовали обвинения в терроризме на основе официальных "документов", захваченных во время вторжения на западный берег реки Иордан и на основе его публичных выступлений. Однако к этим "доказательствам" многие иностранные дипломаты относятся с подозрением.
"Международная конференция без участия Арафата не состоится", - уже предупредили король Иордании Абдалла (Abdallah) и президент Египта Хосни Мубарак (Hosni Moubarak). Европейские министры иностранных дел, со своей стороны, напомнили в понедельник, что палестинский президент является законно избранным представителем своего народа и должен "играть важную роль на будущих переговорах". Лавируя между требованиями Ариэля Шарона, который не желает вести переговоров с Ясиром Арафатом, и предупреждениями арабских лидеров, которые угрожают бойкотировать конференцию в случае "изгнания" палестинского президента, Колин Пауэлл, который не мог скрыть беспокойства по возвращении из Бейрута и Дамаска, где он не получил никакой гарантии стабилизации ситуации на северной границе Израиля, предложил обойти препятствие и организовать сперва "подготовительную встречу" на уровне министров иностранных дел.
Этому собранию должны предшествовать вывод израильских войск и прекращение огня. На повестке дня будут стоять три главные вопроса: двустороннее долгосрочное перемирие, включающее в себя учреждение Палестинского государства, создание механизма по осуществлению саудовского плана, утвержденного Арабской лигой, и восстановление двусторонних рабочих комиссий, которые не работают уже долгие годы. После вывода израильских войск, за соблюдением соглашений по безопасности будут следить "наблюдатели", без сомнения, американские. Израильтяне по-прежнему резко возражают против развертывания "буферных сил", что требует палестинская сторона, которую поддерживают генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) и европейцы.
"Я хотел бы, чтобы Пауэлл прибыл сюда и посмотрел, как мы живем, какие унижения мы терпим", - сказал Риад Тамиш (Riad Tamish), занимающийся оптовыми поставками готового платья и являющийся членом муниципального совета Дженина. В 200 метрах от его дома, в северной части города, бронетехника стоит на входе в лагерь беженцев, который на прошлой неделе превратился в театр военных действий, во время которых 15 израильских солдат и неизвестное число бойцов палестинского сопротивления и мирных граждан были убиты. Жители сообщают по телефону - город находился в блокаде две недели - о "нескольких сотнях погибших" - это число было названо на прошлой неделе одним из пресс-атташе армии, но оценки были пересмотрены и сегодня министр обороны Беньямин Бен-Элизер (Benyamin Ben Eliezer) говорит лишь "о нескольких десятках" погибших.
Поскольку Международный комитет Красного Креста (CICR) и Ближневосточное агентство ООН по делам палестинских беженцев (БАПОР) лишь в понедельник получили доступ в одну из частей лагеря, еще слишком рано оглашать точный список человеческих жертв. Во вторник было найдено около сорока тел и некоторые из них переданы семьям. Но уже на данный момент нельзя сомневаться в том, что городу был нанесен значительный материальный ущерб - "ужасающий", по оценкам Красного Креста. Сектор по-прежнему является зоной закрытых боевых действий, куда запрещен доступ журналистам, но с соседних холмов можно видеть, что вся центральная (наиболее старая) часть лагеря, где жили 135000 человек - полностью стерта с лица земли, разрушена танковыми снарядами, реактивными снарядами и ракетами класса воздух-земля, выпущенными с вертолетов "Апач", а затем отдана в распоряжение армейских бульдозеров. Виднеются горы завалов выше одноэтажных зданий, которые еще остались стоять посреди хаоса развороченных плит, проваленных и обгорелых стен.
"По примерным подсчетам, около 80 домов в лагере разрушены", сказал на прошлой неделе губернатор Дженина, палестинец Хаидар Рашид. "Не осталось ни одного дома, пригодного для жилья", - считает Риад Тамиш. Их слова подтверждаются жителями лагеря, изгнанными из своих домов во время первых облав и рассеявшимися по соседним деревням, куда израильские рабы доставили им одеяла, воду и пищу через оливковые поля, поскольку палестинские деревни блокированы. "Солдаты через громкоговорители потребовали, чтобы мужчины в возрасте от 15 до 50 лет выходили с поднятыми руками", - рассказывает 54-летняя Сафаа (Safaa), укрывшаяся недалеко от деревни Руманех, "они вывели моего мужа и двух моих сыновей, а мне сказали покинуть лагерь. Взяв с собой оставшихся четверых детей, я пришла сюда вслед за другими семьями, вышедшими из города. Через некоторое время несколько мужчин были освобождены. Есть и такие, которые пришли сюда. Но не мои, я не знаю, где они теперь". Убиты? Ранены? Арестованы? Как узнать, что стало с теми, кто исчез? Те, у кого есть мобильные телефоны, постоянно звонят родителям, друзьям, соседям, в надежде что-то узнать. Телефонная связь в одной части Дженина обеспечивалась станцией в Наблусе, которая была разрушена. Телефоны больше не отвечают. Другая часть, которая обслуживается израильской станцией, находится в постоянном контакте с внешним миром.
Что произошло в лагере Дженина? Правда ли то, что подтверждается многими свидетелями - что армейские бульдозеры тайно вывезли на прошлой неделе "по меньшей мере 30 тел", по словам Риада Тамиша, который также говорит, что трупный запах витает над городом? Почему израильская армия утверждает, что палестинцы не допускали бригады скорой помощи и спасателей в лагерь, тогда как именно армия препятствовала этому, что подтверждает Джессика Барри (Jessica Barry), представитель Красного Креста? Почему в понедельник в лагерь не была допущена делегация организации "Международная Амнистия", которая затем потребовала немедленного расследования событий, пока улики еще не уничтожены? Почему БАПОР так и не было позволено распространить в Дженине 25 тонн продуктов первой необходимости, которые были доставлены к самим воротам города, а была пропущена лишь сотня бутылок минеральной воды? Трагедия в Дженине, которую некоторые представители служб безопасности уже называют "массовым убийством", а палестинцы - "военным преступлением", обсуждалась во время первого визита Колина Пауэлла к Ясиру Арафату. Мохамед Дахлан (Mohamed Dahlan), глава сил безопасности в Газе, даже посоветовал госсекретарю побывать на месте событий, чтобы "посмотреть на то, что сделала израильская армия". Ни это дело, которое может стать бомбой замедленного действия, если показания свидетелей подтвердятся, ни дело церкви Рождества в Вифлееме, где осажденные были поставлены перед выбором: либо сдаться, либо прощаться с жизнью, похоже, не остудили воинственный пыл израильского премьер-министра. Во вторник через несколько часов после того, как Шарон пообещал Колину Пауэллу вывести войска из осажденных городов на западном берегу реки Иордан в течение нескольких дней, он вновь приказал ввести танки в Тулкарем, частично оставленный на прошлой неделе┘