Большинство россиян вряд ли увидят документальный фильм "Покушение на Россию", снятый во Франции при содействии Бориса Березовского, в настоящий момент проживающего в добровольном изгнании. В фильме приводятся доказательства причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске, произведенным осенью 1999 года. Совершенные теракты унесли жизни 247 россиян и стали прелюдией к новой войне с Чечней, которая помогла Владимиру Путину стать президентом России. Отрицая данное обвинение, Кремль дал ясно понять, что российское телевидение не будет демонстрировать этот фильм, снятый правозащитными организациями для ограниченного круга лиц.
Версия, представленная в фильме, продолжает занимать умы россиян с того самого момента, как произошла трагедия. На этой неделе ВЦИОМ (Центр изучения общественного мнения) обнародовал результаты опроса общественного мнения, целью которого была оценка трагических событий. Результаты опроса свидетельствуют о том, что 38% респондентов твердо уверены в непричастности спецслужб к совершенным терактам, 6% не менее твердо придерживаются прямо противоположной точки зрения, 37% полагают, что такую версию не следует исключать даже в том случае, если она не доказана, и 19% не определились в своих оценках. Приведенные результаты социологического опроса предвещают Путину мало хорошего.
Прошло четыре столетия с тех пор, как Борис Годунов якобы умертвил Димитрия, сына Ивана Грозного, чтобы стать царем России. Сначала народ, по всей видимости, пребывал в нерешительности относительно того, кто был убийцей престолонаследника, однако затем по мере того, как условия жизни стали ухудшаться, объявил виновным в его смерти царя Бориса. Убийство невинного младенца послужило прологом к так называемому "Смутному времени" в российской истории. В целом Годунов был одним из лучших российских монархов, несмотря на то, что он начал свое восхождение на царский трон из рядов созданной Иваном Грозным русской опричнины. А внушавшие ужас опричники Ивана Грозного выполняли функции карательного корпуса, своего рода СС (Shutzstaffel - охранные отряды) средневекового розлива.
Стремясь обеспечить свои позиции, Годунов женился на дочери прославившегося своей жестокостью Малюты Скуратова, возглавлявшего тайную полицию Ивана Грозного. Затем он выдал свою сестру замуж за сына и наследника Ивана Грозного царевича Федора. В течение 14 лет безвольного правления царя Федора Борис Годунов выполнял функции, как бы мы сейчас сказали, главы правительства.
После того, как царь Федор отошел в мир иной, Годунов взошел на российский престол, уступив эмоциональным и настойчивым мольбам народных масс, ловко организованных им же самим. В течение последующих семи лет Годунов уже в качестве легитимного царя продолжал преобразования в России.
Борис Годунов смог восстановить мир в стране, разоренной жестокой рукой Ивана Грозного, и положить конец кровавым войнам, длившимся не одно десятилетие. Он предпринял шаги для установления связей между Россией и Европой и впервые послал группу молодых российских дворян для обучения за границу (все они оказались достаточно умны, чтобы не возвратиться назад). В течение 19 лет правления царя Бориса Россия процветала. Однако его успехи были омрачены одним обстоятельством: молвой, приписывавшей ему убийство невинного царевича.
Это обвинение, по большей части отвергаемое современными историками, легло мрачной тенью на годы просвещенного и прагматичного правления Бориса Годунова. Несмотря на все усилия, ему не удалось откреститься и от своего опричного прошлого: он приказал своим подданным возносить ежедневную молитву за свое здравие, в то время как его тайная полиция выискивала малейшие следы бунтарского инакомыслия и поощряла людей доносить друг на друга. Никто не мог чувствовать себя в безопасности.
Когда в 1601 году страну опустошил страшный неурожай, Годунов повелел открыть царские амбары, чтобы его народ не умер с голоду. Однако эта благонамеренная, но плохо организованная акция привела лишь непомерному росту цен на хлеб. В это время появился самозванец, объявивший себя "чудом спасшимся" царевичем Димитрием. Войско этого самого Лжедмитрия осадило Москву, бояре перешли на сторону самозванца, а народу ничего не оставалось, как спасаться бегством. Сам Годунов, отличавшийся крепким здоровьем, внезапно скончался, будучи 53 лет от роду. Безвременная кончина царя Бориса дала пищу народной молве, согласно которой причиной его смерти стала нечистая совесть. В России настали "Смутные времена". И все это произошло благодаря приписываемому царю Борису убийству невинного царевича.
В отличие от Годунова Путин не имеет за плечами серьезных успехов. Большую часть времени из двух с половиной лет, проведенных на посту президента России, он потратил на приручение непокорных СМИ, губернаторов и парламента. В то время как офицеры российских спецслужб заняты сражением за деньги и влияние с чиновниками, оставшимися в наследство от коррумпированного ельцинского режима, народ нищает, несмотря на все триумфальные реляции об экономическом процветании.
На прошлой неделе более 25000 человек вышли на улицы Воронежа, в рамках акции протеста против повышения цен на коммунальные услуги. Этим людям не по карману новые тарифы, которые в ряде случаев растут быстрее, чем их доходы. На одном из плакатов, которые несли демонстранты, красовался следующий лозунг: "Меняю двухкомнатную квартиру на собственную могилу". Продолжается отчаянная голодовка сельских учителей Красноярского края, не получавших зарплату вот уже почти год. Параллельно горнорабочие Урала организовали голодную забастовку, отказавшись выходить из своих шахт. Чеченская война, которая привела Путина в Кремль, не приносит ничего, кроме новых гробов с телами погибших солдат. Настоящие организаторы взрывов в Москве и Волгодонске до сих пор не арестованы и не преданы суду.
В отличие от спорных обвинений в убийстве невинного царевича Димитрия, имевшем место в XYII веке, обвинения в уничтожении 247 невинных людей вряд ли нанесут серьезный вред существующему режиму, тем более на фоне миллионов невинно убиенных, о которых свидетельствует современная история России. А чем хуже условия жизни, тем больше разговоров об этом в народе. В один прекрасный день эти разговоры могут вновь, как когда-то, перерасти в народное недовольство.