Ариэль Шарон (Ariel Sharon) завершил первую фазу своего наступления на Западном берегу, но последствия этой операции будут сотрясать весь регион еще много месяцев - и препятствовать усилиям Соединенных Штатов по возобновлению мирного процесса. В понедельник Израиль вывел свои танки на окраины еще нескольких палестинских городов, хотя он продолжает осаду резиденции Ясира Арафата (Yasser Arafat) в городе Рамаллах и церкви Рождества в городе Вифлеем. Израильские силы не оставили этот район; вместо этого они отошли в самопровозглашенные буферные зоны, из которых продолжают совершать нападения, когда того пожелают.
Но заключению соглашения о прекращении огня в данный момент препятствуют не только продолжающиеся операции. Более серьезным препятствием, возможно, является то, что в ходе наступления была подорвана значительная часть возможностей Палестинской автономии по обеспечению безопасности и гражданского управления, в результате чего пострадала ее способность обеспечить выполнение условий перемирия.
Усилия США принудить г-на Арафата к объявлению прекращения огня вновь оказались бесполезными - палестинцы настаивают на том, что никаких соглашений не будет, пока Израиль полностью не прекратит своих вылазок, а их руководители безопасности предупреждают, что израильское наступление стало препятствием на пути возобновления сотрудничества с израильтянами.
Шеф безопасности Западного берега Джибрил Раджуб (Jibril Rajoub), одно время протеже Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США и одна из предпочитаемых Израилем альтернатив г-ну Арафату, в понедельник послал леденящее душу сообщение: "Не думаю, что после этого моря крови мы сможем говорить о координации в сфере безопасности или о любой координации с Израилем. Это все в прошлом. Израиль никогда не будет иметь безопасности на оккупированных территориях".
Администрация Буша-младшего (George W. Bush) готова подтвердить, что г-н Шарон выполнил требования Вашингтона - в значительной мере видоизмененные с учетом первоначальной несговорчивости израильского руководителя - и перейти к поискам возможности начать переговоры, имеющие целью уменьшение региональной напряженности, которая препятствует более широким американским интересам. Но это может оказаться не более чем принятием желаемого за действительное, и не только из-за трудностей насаждения перемирия, но также и потому, что политический горизонт столь же мрачен, как и перспектива установления безопасности.
Президент Буш-младший, быть может, убедил себя, что Ариэль Шарон является "человеком мира", но израильский лидер в последние дни ясно дал понять, что его представления о мире не совместимы с представлениями даже самых умеренных из его палестинских и арабских собеседников.
В воскресенье г-н Шарон сказал членам своего кабинета, что ни одно израильское поселение на оккупированных территориях не будет снесено до тех пор, пока он является премьер-министром. Это скорее всего похоронит любую перспективу серьезных политических переговоров с палестинцами или с их арабскими соседями, которые считают основным условием для установления мира возвращение Израиля в границы, примерно соответствующие его границам 1967 года. Это плохая новость для администрации Буша-младшего, которая пытается успокоить Ближний Восток в момент подготовки своей кампании против Саддама Хуссейна (Saddam Hussein).
Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), как представляется, в данный момент не является для г-на Шарона приоритетом. Не то что он нечувствителен к давлению из Вашингтона - г-н Шарон ясно дал понять, что принуждение Соединенных Штатов стало единственной причиной того, что он согласился на расследование Организацией Объединенных Наций (ООН) событий, имевших место во время и после сражения в лагере беженцев "Дженин", в котором якобы было убито значительное число гражданских лиц. Но во вторник он приостановил исполнение принятого Израилем решения сотрудничать с комиссией ООН, сославшись на то, что Израиль не удовлетворен тем, что в эту комиссию входят преимущественно официальные лица из гуманитарных организаций, а не военные специалисты.
Главной заботой израильского лидера в данный момент, возможно, является его собственное политическое выживание. То, что его единственный реальный соперник, бывший премьер-министр Беньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu), подкрадывается к нему с правого фланга, подталкивает г-на Шарона к занятию еще более "ястребиной" позиции.
В вопросе о поселениях, к примеру, позиция г-на Шарона могла бы потенциально вынудить его партнеров по коалиции из Лейбористской партии отвернуться от него. Но это такой риск, к которому он, быть может, готов, чтобы избежать грома из уст г-на Нетаньяху. Что касается левого фланга г-на Шарона, то не исключено, что политические последствия операции "Оборонительный Щит" окажутся для него губительными.
Хотя маловероятно, что израильские солдаты умышленно убивали мирных палестинцев в лагере "Дженин", тот факт, что израильская армия, преследуя примерно сотню активных палестинских боевиков, сравняла с землей все застройки в лагере беженцев, является поучительным для понимания того типа войны, который угрожает Израилю на Западном берегу. Та сотня боевиков почти наверняка пользовалась поддержкой невоюющего населения, и эта поддержка почти наверняка была укреплена, а не ослаблена в результате израильского наступления. Шефы безопасности Израиля ясно дали понять, что, каковы бы ни были успехи их наступательной операции в деле срыва нападений террористов, они скорее всего временные.
А "голуби" озабочены тем, что ущерб международной политической и дипломатической позиции Израиля от этой операции будет неизмеримо большим. Президент Буш-младший единственный среди мировых лидеров выражает понимание кампании г-на Шарона. В Европейском Союзе Израиль оказался объектом бури протестов и требований к введению санкций, что напомнило о движении против апартеида в 1980-х годах.
И, хотя "голуби" в кабинете г-на Шарона настаивают на положительной реакции на предложение Лиги арабских стран нормализовать отношения в обмен на возвращение Израиля в границы 1967 года, вместо этого они видят, что даже те арабские государства, с которыми Израиль в настоящее время имеет мирные договоры, угрожают разорвать их в ответ на израильскую военную кампанию против палестинцев.
Итак, вполне возможно, вскоре в Израиле будут назначены выборы, которые скорее всего омрачат перспективу быстрого продвижения к миру. И тогда спокойствие на Ближнем Востоке, которого надеялась добиться администрация Буша-младшего перед тем, как заняться Ираком, станет недостижимым.