Лидеры пяти стран, имеющих выход к Каспийскому морю, не смогли вчера договориться о разделе природных богатств. Это не только тормозит развитие региона, чрезвычайно богатого нефтью и газом, но и вызывает трения между соседними государствами.
После двух лет подготовки, все ожидали от беспрецедентного саммита в Ашхабаде по меньшей мере достижения консенсуса о правовом статусе Каспия. Вместо этого он закончился ничем.
Авторитарный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов предупредил, что соревнование за одни из самых богатых в мире нефтяных залежей может привести к кровопролитию.
Саммит, на котором были представлены лидеры России, Ирана, Туркменистана, Азербайджана и Казахстана, был первой попыткой поделить каспийские нефть и газ, а также зоны рыболовства, а значит и прибыль от торговли икрой.
После двух дней переговоров не удалось даже выработать совместное заявление. Это, безусловно, замедлит поступление миллиардов долларов от западных нефтяных компаний, крайне заинтересованных в разработке региона, уступающего по своим запасам черного золота только Персидскому заливу и Сибири.
"Все сложнее, чем мы полагали", - говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Статус Каспийского моря сильно запутал отношения в регионе после того, как распался Советский Союз и образовались новые государства. До 1991 года Москва и Тегеран делили дно Каспия между собой.
Президент Владимир Путин дал понять, что Москва не согласна с переделом принадлежащих ей зон рыболовства. Российское предложение сводилось к разделению дна, но не воды.
Иран, который не устраивает его доля морского дна, настаивал на том, что каждому из пяти государств должно достаться 20%, хотя протяженность его береговой линии самая маленькая.
Азербайджан и Туркменистан не поладили из-за двух нефтяных месторождений. У Азербайджана также натянутые отношения с Ираном, который прошлым летом послал свои корабли и самолеты, чтобы не допустить присутствия азербайджанского исследовательского судна в своих территориальных водах.
Азербайджан был тогда поддержан Турцией и Америкой, у которой свои интересы в этом регионе.
"Каспий пахнет кровью", - говорит президент Ниязов. Как хозяин неудачного саммита он выглядел особенно нелепо.
Новая попытка разделить каспийский пирог будет сделана в следующем году в Тегеране. А пока некоторые из пяти участников заключают двусторонние соглашения, чем вызывают недовольство других сторон.
Каспий становится полем стратегической игры между крупными державами и их местными союзниками. Необходимость как можно скорее урегулировать правовой статус Каспийского моря стала очевидной после событий 11 сентября и начавшейся войны с терроризмом, усложнившей отношения Запада с исламским миром.
Ожидается, что к концу десятилетия, в районе Каспия будет добываться больше нефти, чем сейчас добывает Иран и более половины того, что сейчас добывается в Северном море.
В стратегическом плане, Америка предпочитает строительство нефтепровода, который бы шел в обход Ирана и России по территории Азербайджана и Грузии в Турцию.
В то время как Белый дом занес Иран в список стран "оси зла", Путин во время переговоров с президентом Мохаммадом Хатами (Mohammad Khatami) поблагодарил Тегеран за участие в борьбе с терроризмом и помощь, оказанную в Афганистане.