Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хаттаб теперь в советниках у Аллаха

Для чеченских боевиков он остаётся символом исламизма и независимости Кавказа

Хаттаб теперь в советниках у Аллаха picture
Хаттаб теперь в советниках у Аллаха picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хаттаб считался самым жестоким из всех полевых командиров, воевавших на чеченской стороне. Есть видеокассеты, кадры которых показывают, как он собственноручно расстреливает раненных пленных. К гнусным преступлениям, в совершении которых он обвиняется, относится, среди прочего, убийство в декабре 1996 года в Чечне сотрудников Красного Креста. Одновременно его боевики считались наиболее подготовленными и дисциплинированными, умелыми в военном отношении: отряд Хаттаба уничтожил из засад в горах сотни российских военнослужащих

"Я воин ислама и буду бороться с неверными все равно, где бы они ни находились и где бы не находился я сам". Это сказал в своем последнем интервью в феврале в пещере на юго-востоке кавказской республики эмир Аль-Хаттаб, объявленный Россией наряду с Шамилем Басаевым в розыск. Вчера российская спецслужба ФСБ сообщила о его смерти: "В результате спецоперации ФСБ в Чечне уничтожен идеолог и организатор террористических актов, международный террорист Хаттаб". Кремль тоже сообщил, что Хаттаб убит. Доказательства, как было сказано, будут вскоре представлены. Проживающий в Турции представитель чеченцев Ахмед Закаев, в частности, оспаривает факт гибели полевого командира, но то обстоятельство, что на чеченских Иинтернет-страницах сообщения из Москвы не опровергаются, говорит о том, что Хаттаба действительно нет в живых.

Сотрудники ФСБ еще две недели назад говорили, что Хаттаб, предположительно иорданец по происхождению, имевший, якобы, связи с Усамой бен Ладеном (Osama Bin Laden), уничтожен. Один из сотрудников ФСБ тогда сказал, что Хаттаб в течение двух месяцев после операции, проведенной ФСБ, не выходит на радиосвязь, в действиях его боевиков не чувствуется организации, факт смерти полевого командира экстремистов подтверждают также сообщения работающих на русских агентов. Для Москвы смерть Хаттаба - харизматичного лидера международного джихада за государство радикального ислама - была давно желанным успехом.

Хаттаб считался самым жестоким из всех полевых командиров, воевавших на чеченской стороне. Есть видеокассеты, кадры которых показывают, как он собственноручно расстреливает раненных пленных. К гнусным преступлениям, в совершении которых он обвиняется, относится, среди прочего, убийство в декабре 1996 года в Чечне сотрудников Красного Креста. Одновременно его боевики считались наиболее подготовленными и дисциплинированными, умелыми в военном отношении: отряд Хаттаба уничтожил из засад в горах сотни российских военнослужащих. В то же время Хаттаб являлся фигурой-символом, которая позволяла Москве утверждать, что войну в Чечне против России следует рассматривать как часть составную часть международного терроризма, во главе которого стоит Усама бен Ладен. Становление Хаттаба, а также его высказывания являются доказательством этого. Так, Хаттаб, например, говорил, что Чечня это всего лишь "маленькая часть" большой войны за истинный ислам.

Хаттаб, по данным из российских источников, родился в 1966 году в богатой иорданской семье. Его настоящее имя - Хабиб Абдеррахман (Habib Abderrachman). В середине восьмидесятых годов обучался в Соединенных Штатах, а затем присоединился к афганцам, воевавшим против советской интервенции. Из американских источников известно, что он находился также в различных арабских странах и принимал участие в организации террористических актов против Израиля. С 1993 года Хаттаб в течение двух лет принимает участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне исламистов. Как утверждается, в Чечне он появился в начале 1995 года, когда Москва вела в кавказской республике свою первую кампанию. По его собственной информации, в Чечню он взял с собой некоторых соратников, с которыми воевал вместе в Афганистане. Говорят, что в то время в Афганистане Хаттаб создал учебные лагеря и установил контакт с Басаевым, который тоже прошел подготовку в одном из учебных центров Усамы бен Ладена в Афганистане.

Хаттаб стал известен уже во время первой чеченской войны своими нападениями на подразделения российских войск. После вывода российских частей, в период фактической независимости Чечни, Хаттаб вместе с Басаевым пропагандировал радикальный ислам, невзирая на сопротивление со стороны избранного президента Масхадова, который, скорее, ориентировался на строительство светского государства. Летом 1998 года Масхадову удалось предотвратить попытку переворота, но он не смог выслать из Чечни Хаттаба и вытеснить из республики радикальный ислам.

Более того, Хаттаб и Басаев укрепили свои позиции. В августе 1999 года они совершили нападение на соседнюю республику Дагестан. Это было началом джихада, с его помощью они собирались создать исламский халифат, который должен был бы простираться далеко за пределы Чечни и Кавказа. Вскоре после этого последовали взрывы жилых домов в Москве. Российское руководство возложило вину за террористические акты, в результате которых погибли 230 человек, на чеченских экстремистов и, не в последнюю очередь, на Хаттаба. Для России это стало поводом для начала второй войны в Чечне.

Деятельность Хаттаба в Чечне является примером того, как война, которая являлась, прежде всего, войной за достижение независимости, впитала в себя элементы международного джихада исламских экстремистов. В 2000 году, до поражения в ней, в Грозном еще доминировали боевики чеченского происхождения, а иностранные моджахеды сидели преимущественно в горах. Но влияние радикальных исламистских боевиков постоянно росло. Первую войну чеченцы финансировали, прежде всего, за счет нелегальной добычи нефти и похищения людей, а для международного джихада боевики могли рассчитывать на зарубежную помощь.

Хаттабу, который заботился о подготовке своих боевиков, и его соратникам удалось распространить в Чечне радикальную исламистскую идеологию. В разрушенной в ходе многолетней войны стране, где под угрозой оказались все традиционные ценности, пропаганде исламизма поддавались, прежде всего, молодые чеченцы, поскольку он давал им ориентиры и оправдывал их деяния. Во время первой чеченской войны не было террористов-камикадзе, в ходе второй - они есть. В условиях перманентной войны и часто необдуманных действий российских войск союз денег, умения организовывать и управлять, а также радикальной идеологии стал настолько мощным, что, в конечном счете, он вытеснил борьбу за независимость на второй план.