Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кому принадлежит Каспийское море?

Склока продолжается

Кому принадлежит Каспийское море? picture
Кому принадлежит Каспийское море? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неопределённым статус Каспийского моря стал после распада Советского Союза в 1991 году, когда его место в этом регионе заняли Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Споры вокруг статуса крупнейшего в мире внутреннего водного бассейна препятствуют добыче нефти и могут привести к обострению напряжённости в отношениях между соседними государствами

Спустя более чем десять лет после распада Советского Союза, президенты пяти соседних государств Каспийского бассейна собрались в туркменской столице Ашхабаде, чтобы добиться согласия по вопросу спорного статуса крупнейшего в мире внутреннего водного бассейна. Однако перед началом встречи в верхах, проведение которой в последние 13 месяцев трижды откладывалось, ее участники - президенты России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана - поубавили надежд на достижение согласия. Иранский президент Мохаммад Хатами (Mohammad Chatami), собирающийся по завершении встречи посетить столицы четырех среднеазиатских государств, заявил два дня назад перед отлетом из Тегерана, что речь идет о "сложной материи, которая требует дальнейшего исследования и анализа специалистами". Российская сторона тоже дала понять, что исходит из того, что согласия относительно правового статуса Каспийского моря во время встречи достичь не удастся. Этот статус стал спорным после распада Советского Союза в 1991 года, когда его место в этом регионе заняли Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Спорные вопросы препятствуют добыче нефти на шельфе Каспийского моря и могут привести к обострению напряженности в отношениях между соседними государствами. В Ашхабаде тяжелым видится положение, прежде всего, иранского президента Хатами. Дело в том, что представители других соседних государств недавно сблизились в определении путей решения проблемы, с чем не согласен Иран. В результате Тегеран оказывается во все большей изоляции.

После распада Советского Союза Россия и Иран хотели первоначально придерживаться принципов договоров между Ираном и Советским Союзом от 1921 и 1940 годов и рассматривать Каспийское море в качестве внутреннего водного бассейна, который должен находиться в совместном ведении. Это было не в интересах Азербайджана и Казахстана, у берегов которых, как предполагается, находятся самые крупные месторождения нефти. Они хотели признать за водным бассейном статус моря, что влечет за собой его раздел на территориальные зоны. Однако, примерно, два года назад Россия, очевидно исходя из того, что у ее берегов обнаружены новые месторождения, изменила свою позицию и выступает теперь за раздел морского дна, а тем самым за раздел месторождений на национальные сектора. Что касается водной поверхности, она предлагает создать кондоминиум. Свободное использование вод в целях судоходства, прежде всего, выгодно России, так как у нее на Каспийском море самый большой торговый и военный флот.

Между тем, Москве, судя по всему, удалось найти сторонников своей позиции в лице Азербайджана и Казахстана. Согласие на это обоих государств, очевидно, не за горами. Россия и Казахстан подписали в 1998 году соглашение, которое подвергается жесткой критике со стороны Ирана. В ноябре прошлого года достигли согласия также Азербайджан и Казахстан, после чего Иран подал протест даже в Организацию Объединенных наций. Тегеран, судя по всему, даже готов прибегнуть, отстаивая свою позицию, к угрозам применения военной силы. Так, в июле прошлого года иранские военно-морские силы изгнали из акватории, на которую претендует и Ирак, два геологических судна нефтяной акционерной компании "BP", проводивших разведку нефтяных полей в интересах совместного британско-азербайджанского предприятия. Позиция принимающей стороны - Туркменистана - остается неясной. Его больше всего интересует нефтяная провинция Карпаз в центре моря, которая в настоящее время находится под контролем Азербайджана.

Тем временем, Тегеран в этом отношении несколько изменил свою позицию. Представитель Министерства иностранных дел сказал на прошлой неделе, что Иран не будет возражать против раздела бассейна "на равные части", если с этим согласны другие государства. Иранское правительство требует сообразно этому получения в результате раздела пятой части морского дна. Другие государства, напротив, хотят принять за основу при определении размера доли протяженность береговой линии соответствующего государства. По этому варианту на Иран придется только 12 процентов площади бассейна.

В Ашхабаде за столом переговоров нет представителя Соединенных Штатов, которые в последнее десятилетие значительно расширили в регионе свое политическое и военное присутствие. В то время, как Азербайджан и Казахстан приветствуют присутствие американских нефтяных компаний, для Ирана американское влияние в регионе, что заноза. Россия в своем поведении на своем заднем дворе пока не может определиться между прагматической и политической, имперской позициями. Спорными остаются также транспортные пути доставки полезных ископаемых на рынки сбыта в Азии и Европе. Соединенные Штаты делают ставку на высвобождение бывших советских республик из зависимости от России и стремятся помешать, прежде всего, тому, чтобы Иран превратился в транзитную страну для переброски каспийской нефти. Однако иранские нефтепроводы были бы самым коротким и дешевым путем на международные рынки. Точных данных об объемах запасов сырья в Каспийском бассейне, нет. Диапазон оценок - от 90 до 200 миллиардов баррелей нефти.

В Иране встреча в верхах в Ашхабаде была все прошедшие недели важной темой общественной дискуссии. Иранское Министерство иностранных дел подвергается жесткой критике со стороны парламента, который опасается тяжелого дипломатического поражения Тегерана.

Как сообщала 11 апреля газета "Norus", депутаты обвиняют Министерство иностранных дел в том, что оно представляет иранские интересы не подобающим образом. Так, депутат Казем Джалали (Kasem Dschalali) заявил, что иранская дипломатия должна была настаивать, руководствуясь договорами от 1921 и 1940 годов, на получении доли в размере 50 процентов. Тегеран, очевидно, никогда не задумывался о возможности обращения по этому вопросу в международный суд в Гааге, хотя его ссылки на договора от 1921 и 1940 годов и справедливы с точки зрения международного права. Для Ирана влияние на Каспийском море это, прежде всего, вопрос национального престижа в регионе, где за последние 150 лет страна значительно потеряла и во влиянии и в территории. Экономические интересы для Тегерана имеют вторичное значение, поскольку в Персидском заливе у Ирана есть более крупные ресурсы, которые к тому же легче осваивать.