Буквально за считанные дни до нападений террористов на Америку 11 сентября государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) назвал Белоруссию, малоизвестную европейскую страну с диктаторским режимом, "единственной остающейся в Европе страной-изгоем". Это описание остается действительным, а уместность данного заявления становится еще более очевидной сегодня, когда последний в Европе бастион авторитаризма при режиме президента Белоруссии Александра Лукашенко продолжает бросать вызов международному праву, снабжая Ирак и другие государства-изгои и террористические группировки высококачественной военной техникой и предоставляя им бесценный плацдарм в Европе.
В особенности в свете сегодняшней напряженности на Ближнем Востоке и в Ираке, администрация президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) нуждается в разработке стратегии борьбы с тем, что творит это европейское государство-изгой прямо под носом у Организации Североатлантического договора (НАТО): Белоруссия за прошедший год незаметно стала главным поставщиком смертоносной военной техники для мира исламского радикализма.
Только лишь за прошлый год, по данным источников в разведывательных службах Восточной Европы и справочника "Jane's Defence International", Белоруссия тайно поставила палестинским бойцам и странам, которые оказывают приют террористам, включая Сирию и Иран, оружия на сумму свыше 500 млн. долл. США, в том числе 120-мм минометы, противотанковые управляемые ракеты, инженерные мины и реактивные снаряды для "Катюши".
Тайное сотрудничество с Ираком, хотя и рискованное, представляет особенный интерес для г-на Лукашенко как способ получения твердой валюты. Не далее как в феврале с.г. официальные лица в государственном департаменте США подтвердили, что офицеры из иракских войск противовоздушной обороны (ПВО) тайно прошли в Белоруссии переподготовку для работы на усовершенствованном зенитно-ракетном комплексе С-300.
Принимая во внимание тот факт, что в период с 1 апреля имели место три попытки сбить американские и английские самолеты, патрулирующие запретные для полетов иракской авиации зоны (а всего в 2001 году было 420 таких попыток), сотрудничество Минска с Багдадом в области ПВО должно бы подтолкнуть Вашингтон к переоценке того, что до сего времени было основанным на невмешательстве в дела других стран подходом к этим зловещим явлениям, к которым Белоруссия имеет прямое отношение.
Особенно сейчас, когда Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) передислоцировал свои средства ПВО в запретные для полетов иракской авиации зоны, утверждая, что делает это в знак протеста против израильской военной акции на Западном берегу, администрации Буша-младшего следует взглянуть в глаза реалии, что белорусские техника и опыт ежедневно угрожают жизням американских и английских пилотов, летающих в небе Ирака.
Белорусско-иракское сотрудничество в области ПВО является всего лишь частью многогранных тайных связей между двумя странами. Их незаконные сделки задокументированы комиссией по инспектированию вооружений Организации Объединенных Наций (ООН) и отражены в докладе, который в июне прошлого года подготовили два весьма уважаемых специалиста по контролю над вооружениями из Висконсинского проекта по контролю над ядерным оружием (Wisconsin Project on Nuclear Arms Control).
В 1995 году, в нарушение санкций ООН против Ирака, иракским агентам в Белоруссии были проданы специализированные станки с алмазными рабочими инструментами, используемые в производстве компонентов ядерного оружия. В конце 1998 года президент Лукашенко опять тайно нарушил санкции ООН, продав Багдаду оборудование, в состав которого входили устройства, используемые в производстве оптических систем наведения для ракет большой дальности, которые предназначаются для удара по Израилю.
Г-н Лукашенко подвергается остракизму международного сообщества в такой степени, какая сопоставима лишь с остракизмом в отношении незначительного числа других стран; его не жалуют и не хотят видеть на Западе, а его недавних зарубежных гостей можно проверять по справочнику "Кто есть кто в международном списке плохих парней": Ливия, Иран, Куба, Сирия - все это государства, которые государственный департамент США называет спонсорами терроризма.
Что касается Сирии, г-н Лукашенко даже и не пытается скрывать свою помощь Дамаску в модернизации его военных возможностей. "Как бы сильно нас за это ни ругали, - якобы сказал он - мы будем и дальше помогать Сирии в военном плане, потому что они нам обещают помочь в том же самом".
Муаммар Каддафи (Moammar Gadhafi) из Ливии, которого Вашингтона поначалу включил в свой список наиболее разыскиваемых преступников под номером первым, не делает секрета из того факта, что он считает г-на Лукашенко своим лучшим европейским союзником, особенно после того, как этот белорусский диктатор в прошлом году посетил Ливию. Г-н Лукашенко в последнее время активизирует дипломатические связи и наращивает торговый обмен с Ливией, очевидно имея намерение тайно продавать ей оружие, чтобы получать столь необходимую для анемичной белорусской экономики твердую валюту.
Белорусского лидера мало волнует, что в отношении Ливии по-прежнему действует эмбарго ООН на поставки ей оружия. Чтобы понять приоритеты г-на Лукашенко, достаточно напомнить, что в первую неделю после нападений 11 сентября, отменив визит вежливости в американское посольство в Минске, г-н Лукашенко вместо этого отправился на встречу с главой ливийского Высшего совета обороны. Во всяком случае, г-ну Лукашенко нравится его роль международного изгоя, а угрозы санкций США или Европейского Союза (ЕС) ни в коей мере его не страшат, поскольку объем торговли Запада с Белоруссией незначителен. Фактически, санкции вполне могли бы иметь противоположный эффект укрепления его политического положения внутри страны.
Проблема, что делать с Белоруссией, является уникальным вызовом. Однако хорошая новость в том, что решение этой проблемы отыскать не трудно - нужна лишь политическая воля. Кремль влияет на Белоруссию до такой степени, что это влияние невозможно переоценить: сильно субсидируемые поставки энергоносителей из России - всего лишь одна из причин того, что экономика Белоруссии не развалилась совсем.
Российский президент Владимир Путин является единственным руководителей, которого г-н Лукашенко уважает, потому что у него есть достаточно власти и политических рычагов влияния для того, чтобы сместить белорусского диктатора, если он этого захочет. Администрация Буша-младшего должна признать это и выработать стратегию в отношении Белоруссии, в которую должны войти новые отношения Вашингтона с Москвой.
Во время предстоящего визита г-на Буша-младшего в Москву он должен стать инициатором конструктивного диалога с российским лидером по этой проблеме и убедить президента Путина использовать подавляющее влияние Кремля на г-на Лукашенко, чтобы положить конец тайным сделкам по продаже оружия государствам-изгоям и террористическим группировкам. Это, пожалуй, самая важная (и самая запущенная) область, где Москва может помочь Вашингтону в его борьбе против терроризма.
Если Москва откажется использовать свое влияние в данном случае, а г-н Лукашенко станет и дальше заключать сделки с террористическим миром, тогда Вашингтону следует рассмотреть все возможные опции, включая прямое воспрещение экспорта белорусского оружия.