В нынешнее воскресенье перед католическими храмами от Калининграда до Владивостока прокатится волна протестов. К этому призвали близкие к Кремлю патриоты и представители Русской православной церкви. Поводом для растущих уже в течение нескольких месяцев разногласий явилась первоначально реорганизация апостольских администраций католической церкви в России в полноценные епископаты. Это рассматривается российскими националистами как агрессивный акт Запада. После появления американских военных баз США на границах России это, по их мнению, является очередным доказательством того, как Запад под прикрытием антитеррористического альянса усиливает давление на Москву, сказал Геннадий Райков - председатель Народной партии и один из организаторов акции протеста. Сами православные уже давно имеют свои епархии в западноевропейских странах.
Но, между тем, есть и другая причина, по которой к этому протесту присоединяется церковная верхушка: православная церковь опасается конкуренции со стороны представителей другой веры. За десять лет, прошедшие после заката коммунизма, она утратила среди населения привлекательность, поскольку православным вельможам, скорее всего, безразлична тема спасения души и благополучия верующих. О нищих, стариках и больных в России заботятся иностранцы, если о них вообще еще помнят.
Вместо этого православная церковь добивается максимально тесных связей со светской властью. Несмотря на то, что российская конституция гарантирует свободу вероисповедания, московская Патриархия пытается представлять свою веру в качестве государственной религии. Русская православная церковь видит себя в качестве некоего оборонительного сообщества. Для нее важнее отмежевание от мнимых врагов, чем христианские деяния во благо внутреннего духовного мира.
При этом клерикалы могут рассчитывать на молчаливое непротивление со стороны Кремля. Между тем, непримиримый характер мер, к которым прибегают государство и Патриархия, напоминает церковные споры средневековья. Две недели назад пограничники лишили въездной визы католического священника Стефано Каприо (Stefano Caprio) в тот момент, когда тот убывал из страны. Он попал в черный список, сообщили ему чиновники. Незадолго до этого в Россию не разрешили возвратиться польскому епископу Ержи Мазуру (Jerzy Mazur), который является предстоятелем католической церкви в Сибири - крупнейшей по площади епархии в мире. На этой неделе такое же внимание уже со стороны сотрудников милиции заслужил францисканец Дамиан Штепин (Damian Stepien) - тоже поляк, - выходивший из церкви. "Когда милиция узнала, что я нахожусь здесь по приглашению католической церкви, - говорит духовник, - милиционер проколол фотографию в паспорте и выбросил его в мусоросборник".
На протесты из Варшавы российское Министерство иностранных дел заявило, что основанием для решений в обоих случаях были серьезные жалобы на поведение папского престола. Что конкретно вызвало их, об этом не говорится. По крайней мере, одну из причин их появления Риму удалось выяснить: Ватикан использовал в работе прежнее, японское название Курил и Сахалина - "префектура Карафуто" - которое они носили пока не были аннексированы Советским Союзом в годы второй мировой войны. Но теперь это недоразумение устранено.
Российский Патриарх Алексий II не скрывает своей позиции: католицизм - западная религия, Москва должна противостоять ему, придерживаясь своих традиций. Иными словами, православие используется не только как синоним для русской нации, оно заставляет ее представителей идти под иго коллективной веры. Тот, кто отдает предпочтение другой конфессии, тот становится для общества изгоем. Для индивидуалистов в российском православии места нет. Таким образом, православная церковь взяла на себя роль последнего бастиона советского коммунизма.