Хьюстон. - Андрей Самородов, бывший офицер российской армии, который в прошлом месяце заявил, что в 1999 году дезертировал с поля боя в Чечне, чтобы избежать давления со стороны солдат-фашистов, которые требовали убивать мирных чеченских граждан во время российского наступления, по утверждению российских официальных лиц и его знакомых, не служил в армии в это время.
Очевидно, г-н Самородов сфабриковал свою историю, чтобы получить политическое убежище в Соединенных Штатах, которое было ему предоставлено в мае 2000 года, через 6 месяцев после того, как он прибыл в страну из Мексики и сдался американским пограничникам. С тех пор он проживает в городе Сан-Антонио.
Российские официальные лица в администрации президента Владимира Путина сообщили, что готовят документальное подтверждение, которое смогут представить в иммиграционный суд Сан-Антонио, что г-н Самородов никак не мог быть свидетелем нарушения российскими военнослужащими прав человека ни в ходе первой, ни тем более второй чеченской кампаний.
Газета "The New York Times" 17 марта опубликовала историю бегства г-на Самородова из Чечни, основанную на интервью с ним в Сан-Антонио, где он уверял, что в 1999 году он выступил против молодых бойцов - неофашистов своей 21-1 воздушно-десантной бригады, которые подстрекали сослуживцев к убийству мирных граждан. Он также говорил, что в тот период пытался помешать одному расстрелу на дороге, за что его избили и угрожали ему за его вмешательство.
Редакция газеты через аппарат помощника г-на Путина по информационному освещению войны в Чечне Сергея Ястржембского запросила у российского правительства информацию о военном статусе г-на Самородова и комментарии по якобы совершенному им дезертирству из рядов вооруженных сил. Поначалу никакой информации не было предоставлено.
Девятнадцатого марта российская газета "Известия", ссылаясь на заместителя командующего российскими воздушно-десантными войсками Николая Гостева, сообщила, что г-н Самородов был начальником связи батальона 21-й воздушно-десантной бригады в своем родном городе Ставрополь, на юге России, и был уволен со службы 30 ноября 1993 года по сокращению. Г-н Гостев также сообщил, что сама 21-я воздушно-десантная бригада давным-давно расформирована.
Александр Медведев, командир 247-го десантно-штурмового полка, в который вошли подразделения расформированной 21-й воздушно-десантной бригады, позднее сказал местным журналистам в родном городе г-на Самородова Ставрополе, что г-н Самородов пришел служить в 21-ю воздушно-десантную бригаду в июне 1993 года и был уволен из рядов вооруженных сил 6 декабря 1993 года, следовательно, не мог принимать участия ни в одной из российских военных кампаний в Чечне.
С того момента, когда версия г-на Самородова была оспорена, он отказывается от комментариев и не отвечает на телефонные звонки и сообщения по электронной почте. Его адвокат Джон Блац (John Blatz), юрист Проекта помощи беженцам (Refugee Aid Project) в Сан-Антонио, сказал сегодня по телефону, что его озаботила информация, заставляющая предположить, что г-н Самородов сфальсифицировал свой рассказ. Но, как сказал этот юрист, г-н Самородов продолжает настаивать, что сообщил о себе правду, и он показывал г-ну Блацу удостоверение личности, датированное 1996 годом.
В этом месяце, примерно через 5 недель после того, как газета в первый раз попыталась получить у Кремля комментарии по делу Самородова, Александр Мачевский, один из помощников, общающихся с прессой по вопросам, связанным с Чечней, сообщил газете, что г-н Самородов является самозванцем, который оставил службу в армии в 1993 году и не служил в ней ни в 1999 году, ни когда-либо еще.
Он объяснил задержку ответа на первоначальный запрос газеты тем, что требовалось время для отыскания личного дела г-на Самородова. Г-н Мачевский показал копии написанных от руки документов, но отказался дать их репортеру газеты. Г-н Мачевский сказал, что, насколько ему известно, американский суд и представители правоохранительных органов не обращались за получением сведений о службе г-на Самородова в российской армии и не просили официальных представителей России подтвердить факты его служебной биографии до того, как Соединенные Штаты предоставили ему политическое убежище.
В родном городе г-на Самородова Ставрополе Григорий Бушеньев, менеджер "Южно-Российской продовольственной компании", в интервью в этом месяце заявил: "Я знаю, что Андрей Самородов оставил армию в 1993 году, до начала первой чеченской кампании, Соответственно, он не принимал участия ни в первой, ни во второй чеченской кампаниях".