В знаменитом научно-исследовательском центре Новосибирска готовится необычный судебный процесс. Ведется следствие в отношении четырнадцати государственных чиновников, в том числе и высокопоставленных. Среди них ректор Медицинской академии Анатолий Ефремов, служащий Института пластической медицины, входящего в состав этой академии, сотрудник Института судебной медицины, а также, судя по всему, таможенники. Предмет расследования, начатого 6 апреля 2001 года, - противозаконный экспорт в Германию 56 трупов и 440 экземпляров препарированного головного мозга, а также подготовка к вывозу за рубеж 32 трупов. Это подтвердила корреспонденту газеты пресс-секретарь прокуратуры Новосибирской области Наталья Макарцева. Между тем, договор о поставках трупов, заключенный между Медицинской академией и гейдельбергским Институтом пластической медицины профессора анатомии Гюнтера фон Хагенса (Gunther von Hagens), разорван. "Наши законы требуют, чтобы умерший человек был похоронен. Торговля трупами противоречит русскому менталитету". Договор, по ее словам, был подписан в марте или апреле 2001 года.
В свою очередь, представитель академии почти год тому назад говорил корреспонденту газеты "Die Welt" о том, что трупы и экземпляры головного мозга были, как и определено договором, экспортированы в Гейдельберг осенью 2000 года. Профессор Владимир Головлев из новосибирского Института пластической медицины сказал тогда, что объекты после проведения опытов должны были быть возвращены в Россию и использованы в качестве наглядных пособий. По его словам, "совершенно исключено", чтобы Хагенс использовал эти трупы для своей выставки "Мир тела". В договоре четко записано: только для учебных целей.
Пресс-секретарь прокуратуры в Новосибирске не желает приводить по этому поводу никаких сведений, поскольку "очень трудоемкое", по ее словам, расследование еще продолжается. Она признает, что значительные проблемы возникли при идентификации трупов, что является доказательством того, что речь могла бы идти об умерших людях, не имевших постоянного места жительства, о пропавших без вести или заключенных. В отдельных случаях мертвых смогли опознать их родственники. Нет свидетельств или даже доказательств того, что соответствующие люди, о телах которых идет речь, давали при жизни согласие, чтобы их тела после смерти были использованы в научных целях. Впрочем, в России тоже является обычным делом передавать трупы людей, погибших в результате несчастных случаев, покончивших жизнь самоубийством или убитых, личность которых невозможно установить, в медицинские институты для занятий студентов по анатомии.
Слухи о том, что гейдельбергский патологоанатом Хагенс использовал для своей сомнительной выставки "Мир тела" трупы в качестве так называемых произведений искусства, в том числе трупы и органы человеческого тела из России, появились год назад. Программа "Fakt" телеканала MDR обнаружила в залах выставки на предплечье одного из выставленных трупов татуировку "Отец", сделанную на кириллице, и изображение православного креста. Поэтому возникло предположение, что речь идет о российском заключенном. Татуировки очень широко распространены в преступной среде России. Несколько позже стало известно, что трупы были доставлены в Германию из Новосибирска. В западносибирском городе это вызвало чувство стыда, гнев и возмущение. Поэтому его жители теперь с нетерпением, и сильно нервничая, ждут начала судебного процесса.