29 апреля 2002 года. Наблюдая за быстро усиливающимся давлением на Израиль из мест, которые удалены от Москвы на безопасное расстояние - за прибывающими туда для расследования враждебно настроенными делегациями Организации Объединенных Наций (ООН), за требованиями о созыве международной конференции, за разговорами о европейских санкциях (против Израиля - прим. пер.) - Владимир Путин мог бы позволить себе тайную улыбку. Даже тогда, когда израильского премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon) пригвоздили к позорному столбу за использование кампании против терроризма в целях нападения на мирных палестинских граждан и на их самоуправление, г-н Путин потихоньку ускользает от наказания за почти идентичное преступление.
Начиная с 11 сентября, г-н Путин и г-н Шарон пытаются убедить мир в том, что мусульманские национальные движения, ставящие своей целью прекращение военной оккупации Россией Чечни и Израилем Западного берега и полосы Газа, ничем не отличаются от террористов Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и заслуживают такого же к себе отношения. Обоим лидерам в определенной мере повезло: г-н Шарон, как кажется, сумел убедить большую часть конгресса США и половину администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush). Но в момент, когда приближается сезон саммитов между Россией, Соединенными Штатами и Европой, только г-н Путину, кажется, удается успешно сочетать войну с терроризмом со своим собственным нападением на национальный суверенитет, в котором он применяет тактику выжженной земли.
Ввод г-ном Шароном в этом месяце бронетанковых дивизий в города Западного берега все больше представляется военным и политическим бедствием. Тот факт, что израильские войска убили несколько десятков - возможно - боевиков и мирных жителей в лагере беженцев в городе Дженин, привлек к себе возмущенное внимание генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan), не говоря уже о сенсационно массированном освещении этого события в мировых средствах массовой информации (СМИ).
Палестинский лидер Ясир Арафат (Yasser Arafat) имеет сегодня куда более сильные позиции как дома, так и за рубежом, чем до начала израильской военной операции, и попытка -н Шарона заранее исключить дальнейшие переговоры с ним кажется обреченной на неудачу. Когда-то прочные отношения Израиля с администрацией Буша-младшего сегодня напряжены, а начальники разведывательных служб самого Израиля предсказывают, что палестинские борцы и бомбисты-самоубийцы быстро вернутся к своей нормальной активности.
Параллельно осуществляемая кампания г-на Путина против того, что когда-то было вполне мирским и демократическим движением за независимость Чечни, становится все более политически легкой. Хотя в Чечне с начала года не прекращаются жестокие и кровавые "зачистки" в населенных пунктах, их почти что игнорируют как внутри России, так и за ее пределами. В прошлом месяце в Израиле побывали более 1000 иностранных журналистов, а в Чечне - всего один, максимум два человека.
В то время, как г-н Аннан в публичных выступлениях осуждает поведение Израиля в Дженине, Комиссия ООН по правам человека в Женеве провалила принятие резолюции, призывающей к расследованию (деятельности российских войск - прим. пер.) в Чечне. На фоне разговоров о международной конференции по Ближнему Востоку г-н Путин не так давно похоронил свое символическое предложение о проведении переговоров с руководством чеченских повстанцев. Реакции не было.
Дела идут настолько хорошо, что г-н Путин счел для себя возможным, второй год подряд, выступить в этом месяце с обращением к нации, в котором объявил войну в Чечне оконченной. "Военный этап конфликта можно считать завершенным", - заявил он. Разумеется, это была ложь, как и в прошлом году - в тот самый день в столице Грозный были убиты из засады 17 военнослужащих из состава все еще находящейся в Чечне 70-тысячной группировки российских вооруженных сил. Но г-ну Путину незачем беспокоиться по поводу подобных противоречий - в конце концов, Кофи Аннан не имеет намерения посылать делегацию в Чечню
Почему г-на Шарона выделили, а г-на Путина пощадили? Основания для этого достаточно очевидны: в Чечне нет особенных "святых мест", нет своего Иерусалима; мусульманские правительства в большинстве своем игнорируют Чечню, отвлекая наиболее беспокойную часть своего населения на пламенную поддержку дела палестинцев; европейские элиты заражены антисемитизмом, заинтересованы в умиротворении общественности арабского мира и имеют аналогичный побудительный мотив для того, чтобы мягко относиться к г-ну Путину.
Что более интересно, так это менее очевидный вопрос - означает ли политический пропуск на свободный проход, что г-н Путин преуспеет там, где г-н Шарон терпит неудачу? Россия, в конце концов, делает в Чечне все, что сделал бы г-н Шарон на Западном берегу и в полосе Газа, если бы только мир позволил ему это. Мирские и гражданские чеченские руководители давно уже убиты, находятся в ссылке или загнаны в подполье, административный аппарат Чечни уничтожен, а вместо него насаждено прокремлевское руководство. Эта республика перенасыщена силами безопасности, как российскими, так и состоящими из лояльных России местных чеченцев. Большинство гражданского населения изгнано из городов. Израиль провел всего одну "зачистку" в лагере Дженин за прошедшие 8 лет; россияне провели 33 подобные операции в селении Цоцин-Юрт с сентября 1999 года и 20 - в селении Старые Атаги, причем с куда более кровавыми результатами. По данным российской правозащитной организации "Мемориал", в ходе российских "зачисток" около 2000 чеченцев пропали без вести, по меньшей мере 12000 человек были просто убиты и еще тысячи подверглись пыткам, ограблениям или изнасилованиям.
Однако г-н Путин не подошел к победе в своем конфликте ближе, чем г-н Шарон - в своем. Чеченское сопротивление в настоящее время распалось на мелкие, но сильные фрагменты, которые рассредоточились по всей республике; даже если Москва и заключит сделку с бывшим руководством, может оказаться невозможным претворить в жизнь условиях этого соглашения. Марионеточное правительство республики не способно управлять страной, а направляемые на восстановление коммунальных служб и возвращение беженцев в родные места деньги исчезают без следа.
Жестокая война продолжается неделю за неделей, и каждый день в ней погибают в среднем один-два российских военнослужащих. Если мир будет и дальше молчаливо соглашаться с этим, то эта война скорее всего затянется на многие годы - пока Россия не откажется от своей цели и в одностороннем порядке не выведет свои войска.
В силу многих неправильных причин мир схватил за руку г-на Шарона, в то же время дав Владимиру Путину возможность безнаказанно действовать в Чечне. Но этим он не принес России пользы.