Это уже стало традицией. Каждый год Комиссия ООН по правам человека бьет рекорды лицемерия. На ежегодной сессии в Женеве некоторые страны, в которых нарушение прав человека приобрело массовый характер, например, Китай и Россия, избежали даже намека на осуждение. Они выставили один и тот же щит: неприкосновенность священного принципа суверенности государства. Нарушение прав человека в этих странах есть лишь в той мере, в какой Москва и Пекин готовы признать его. Этот способ защиты прав - самый условный и самый убогий из всех возможных. И мы только что видели повторение этого печального опыта.
Первый акт: комиссия рассматривает вопрос об израильском наступлении на западном берегу реки Иордан. 16 апреля при поддержке Франции принимается документ, осуждающий действия Израиля. Тель-Авив заклеймен в "массовых убийствах" палестинского народа. Москва и Пекин в первых рядах протестующих. Второй акт: четырьмя днями позже, в пятницу 19 апреля, комиссия отказывается осудить политику России в Чечне. В этом голосовании Китай, который избежал осуждения за действия в Синьцзяне и Тибете, выступает в поддержку Москвы, во имя "антитеррористической борьбы" и в защиту территориальной целостности Российской Федерации.
В качестве оправдания, некоторые государства ссылаются на датировку событий. Разрушение части лагеря беженцев в Дженине (погибло от 50 до 80 человек), произошло в апреле, тогда как полное уничтожение (несколько десятков тысяч погибших) Грозного, чеченской столицы, города с населением 450 000 жителей, российской армией произошло в 1999 году. Этот аргумент обнажает избирательность подхода. Ибо, не принижая страдания палестинского народа и не отказываясь от осуждения политики Ариэля Шарона (Ariel Sharon), следует признать, что ситуация в Чечне с каждым днем становится все более трагичной. Нет никаких улучшений. Армия продолжает сеять ужас, что подтверждают все источники.
В середине апреля неправительственная организация Human Rights Watch сообщила об исчезновении 87 человек из Грозного с начала года: они были похищены в обмен на выкуп российскими частями или найдены мертвыми, расстрелянными в упор, со следами пыток на теле. В репортаже, опубликованном нами ("Пропавшие в Грозном", "Les disparus de Grozny", "Le Monde", 24 апреля), наш специальный корреспондент подтвердил эту информацию. Российские войска продолжают терроризировать чеченский народ, пытаясь подчинить его. Этот народ итак уже познал настоящую Голгофу: предположительно 150 000 человек погибло с начала кампании 1999 года, от 300 000 до 400 000 чеченцев по-прежнему живут за пределами страны, население которой составляло до войны 1 миллион человек. Остальные были вынуждены отправиться в изгнание в соседние республики.
Отказавшись выступить с разоблачением этой непрекращающейся трагедии, комиссия ООН утратила доверие к себе еще в большей степени.