Париж. - По мнению Михаила Ходорковского, большая часть огромного российского нефтяного сектора скоро может перейти в руки западных нефтяных гигантов.
По словам председателя и исполнительного директора второй по величине российской нефтяной компании ОАО Юкос "в течение ближайших пяти лет только одна или две крупные российские нефтяные компании сохранят независимость, остальные же будут приобретены западными нефтяными компаниями".
В интервью, данном в кулуарах парижского саммита нефтяников, Ходорковский заявил, что "этот процесс уже начался". Он сослался на недавние шаги таких компаний, как ВР PLC, которая уже в этом месяце увеличила свой пакет акций в ОАО Сиданко с 10 до 25 процентов, и TotalFinaElf SA, которая близка к подписанию сделки о приобретении контрольного пакета акций на одно сибирское нефтяное месторождение. Все это свидетельствует о том, что нефтяной бум в России в самом разгаре. Переговоры других компаний еще далеки от завершения. По словам Ходорковского, российские компании получают предложения, а европейские компании не ослабляют натиск. По его словам, американские компании запоздали на несколько лет, поскольку стали проявлять интерес к российским предприятиям только после 11 сентября. Нестабильная ситуация на Ближнем Востоке сделала российские нефтяные компании более привлекательными.
"Во всем этом нет ничего плохого, - говорит Ходорковский. - Их [западных нефтяных компаний] присутствие повышает стоимость наших предприятий". Он также отметил, что усиление конкуренции между иностранными компаниями за российскую собственность приведет к дальнейшему росту цен.
Западные нефтяные компании стали проявлять интерес к инвестициям в российскую экономику в связи с улучшением инвестиционного климата при президенте Владимире Путине, нестабильностью и ограничением объема капиталовложений на Ближнем Востоке, а также ввиду недостаточных перспектив в других регионах. По всей видимости, оптовой скупки предприятий российской нефтяной промышленности в ближайшее время не предвидится, хотя бы потому, что, по словам руководителей западных нефтяных компаний, они намереваются продвигаться на российский рынок постепенно и считают деятельность на нем все еще рискованной. Так, например, вопросы, касающиеся налогообложения и законов об инвестициях в российский энергетический сектор, все еще остаются нерешенными.
Говоря об иностранных инвесторах, приобретающих огромные куски российского нефтяного сектора, г-н Ходорковский, возможно, использует тактику запугивания, чтобы защитить внутренних производителей от серьезных посягательств со стороны иностранных нефтяных компаний. Он последовательно выступает за то, чтобы помешать иностранным компаниям заключать соглашения о долевом распределении продукции. Этот тип контракта с правительством широко используется в нефтяной промышленности стран, лежащих за пределами индустриального Запада. Соглашения о долевом распределении продукции защищают нефтяные компании от произвольных изменений налогового режима, поскольку устанавливают параметры раздела продукции на весь период сотрудничества. Российские компании, незащищенные от изменений налогового режима, хотят, чтобы иностранные компании несли такие же риски и те же затраты. Тезис о том, что иностранные компании готовы прибрать к своим рукам российскую нефтяную промышленность, может стать важным аргументом для чиновников и парламентариев, которым не чужды национальные чувства, и веским доводом в поддержку соглашений о долевом распределении продукции. Россия приняла основы законодательства по этим соглашениям, однако в него еще предстоит внести необходимые налоговые и регулятивные изменения.
По данным Международного энергетического агентства, российское министерство энергетики считает, что в течение следующего десятилетия страна сможет привлечь до 80 миллионов долларов иностранных инвестиций, если механизмы соглашений о долевом распределении продукции будут разработаны должным образом.
Однако, по словам Ходорковского (общающегося через переводчика), произошел "сдвиг парадигмы". Теперь западные компании стремятся инвестировать в российские нефтяные компании, пытаясь получить лицензии на тех же условиях, что и их российские конкуренты, вместо того, чтобы настаивать на заключении соглашений о долевом распределении продукции или же выдвигать свои требования. "Короткий период колониальных отношений остался позади, - отметил он. - Сегодня наши западные коллеги осознали, что Россия обычная страна, в которой можно работать и конкурировать обычным путем".
Из выступления Ходорковского естественным образом становится понятно, что он озабочен сохранением независимости "Юкоса", чья добыча нефти увеличивается, а цена акций с октября почти утроилась. "Сейчас я нахожусь на опасном перекрестке. "Юкос" стал достаточно хорошей, а, значит, и привлекательной компанией, которая, однако, недостаточно высоко котируется на фондовых рынках", чтобы это могло отпугнуть потенциальных хищников. Поэтому Ходорковский стремится увеличить стоимость акций "Юкоса". Он резко наращивает объем добычи нефти, прирост которого на первый квартал этого года составил 17 процентов и достиг 1,3 млн. баррелей в день. Глава "Юкоса" расширяет производство в газовый сектор после приобретения месторождения на Ямальском полуострове в Сибири. В этом году Михаил Ходорковский собирается инвестировать 500 миллионов долларов, как младший партнер совместных предприятий за пределами России, для того, чтобы приобрести опыт работы за рубежом и закрепиться там. "Я не получил столько предложений, сколько мне бы хотелось", - говорит Ходорковский, добавляя, что он также готов входить в совместные предприятия с иностранными компаниями на территории России.
По словам Ходорковского, рыночная стоимость "Юкоса" имеет потенциал на 120 - 130% больший, чем сегодняшние 21 миллиард долларов или около того, даже при нынешнем уровне добычи нефти и газа.
По словам Ходорковского, российская нефтяная промышленность имеет потенциал для роста лишь в ближайшие три или четыре года. С ростом конкуренции показатель окупаемости инвестиций даже для самых лучших проектов снизится до международного уровня в 17 процентов, по сравнению с 25 процентами, которые сейчас получает "Юкос". "После этого мы начнем поедать друг друга", - говорит он.