Саддам Хуссейн (Saddam Hussein), хотя ему исполнилось 65 лет, не хочет уходить на пенсию, чтобы ухаживать за розами. Решение США разработать планы для его насильственного устранения от власти в следующем году, а не нынешней осенью, дает иракскому лидеру передышку. Но проходящие на этой неделе переговоры по санкциям Организации Объединенных Наций (ООН) должны ясно дать понять, что это все время, которое дается г-ну Саддаму. Давление на его режим с целью прекращения его политики создания оружия массового поражения (ОМП) должно быть сохранено и усилено.
Совет Безопасности ООН в ближайшие несколько дней будет голосовать вопрос о возобновлении нынешней программы "продовольствие - за нефть", которая позволяет Ираку импортировать гуманитарные грузы продовольствия и медикаментов. Соединенные Штаты хотят объединить это с заменой всеохватывающего эмбарго на так называемые "умные" санкции. Эти санкции разрешали бы импорт, если только данный товар не включен в перечень товаров, которые требуют одобрения ООН, поскольку могут быть использованы в военных целях.
На этой неделе иракский министр иностранных дел станет оказывать на генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan) давление с тем, чтобы тот согласился на график отмены торговых санкций в обмен на возобновление деятельности инспекторов по вооружениям. Г-н Саддам осуществляет дипломатическую кампанию с целью внесения раскола в Совет Безопасности и завоевания поддержки смягчению санкций со стороны соседей Ирака. Эта дипломатия уже принесла отдачу в вопросе об "умных" санкциях, где " пряник" в виде смягчения эмбарго уже не равноценен "кнуту" в виде более жестких мер принуждения на границах Ирака.
Г-н Саддам, вполне возможно, рассматривает решение Вашингтона отложить принятие военных мер против Ирака как признак слабости в момент, когда палестинско-израильский конфликт отравил отношения между США и их арабскими союзниками. Но это было бы серьезным заблуждением. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) остается при своем решении "сменить режим" в Багдаде. Он признает, что в регионе немногие поддержат его действия, пока продолжается кровопролитие в Израиле.
Американская администрация также понимает, что решения по афганской модели не будет - в Ираке нет внутренней оппозиции, подобной Северному альянсу Афганистана, чтобы США могли вести войну с помощью своего ставленника. А это означает необходимость требующего времени наращивания возглавляемых Соединенными Штатами сил вторжения. Между тем необходимо сохранять давление на Ирак с целью возвращения в страну инспекторов ООН по вооружениям - причем не на условиях г-на Саддама. Безусловно справедливо, что даже несовершенные инспекции вооружений позволяют наложить некоторые ограничения на способность иракского лидера производить ОМП.
Однако опыт последнего десятилетия свидетельствует, что он постарается использовать переговоры, чтобы настоять на условиях, которые сделают деятельность инспекторов бесполезной. Если инспекции будут возобновлены, не должно быть никаких ограничений на состав инспекционных групп или на места, которые им разрешено посещать. У г-на Саддама не должно оставаться сомнений, что его неспособность изменить свое поведение может привести к одному-единственному исходу: его устранению от власти.