Уважаемый г-н президент! Поскольку ни Вы, ни госсекретарь Колин Пауэлл не разъяснили США и всему миру смысл контртеррористической внешней политики, позвольте предложить вам свою помощь. После 11 сентября, несмотря на довольно слабое начало, во внешней политике удалось многого достичь:
Вы заставили мир серьезно воспринимать слова Соединенных Штатов, чего не было при Клинтоне. Например, мало кто теперь сомневается, что США готовы следовать своим внешнеполитическим целям, несмотря на кратковременные политические проблемы, связанные с военными потерями.
Вы успешно переориентировали внешнюю политику на оборону, сосредоточившись на антитеррористической операции и борьбе по распространению оружия массового уничтожения. Вы смогли убедить остальной мир в необходимости принятия превентивных мер по борьбе как с первым, так и со вторым.
Важным следствием этого стало то, что вместо того, что фокус обсуждения был смещен с вопроса о смещении Саддама Хусейна, на то, как этого лучше достичь. Не стоит на это полагаться, но многие страны или, по крайней мере, элита этих стран, могут скоро прийти к этой же точке зрения.
В основном, Вы были заняты улучшением отношений с "великими державами". Может быть, помогло то, что Вы смогли "заглянуть в душу" российского президента Владимира Путина, но в течение последних 16 месяцев российско-американские отношения кардинально изменились из-за слабости России и признания последней силы Америки и Вашей решительности. В результате США удалось изменить тон обсуждения вопросов о расширении НАТО, создании национальной ПРО и сокращении атомного арсенала, не говоря уже о появлении новых возможностей для отстаивания наших интересов в Персидском заливе. Взаимоотношения США и Японии только улучшились. После неуверенного старта Вы также улучшили отношения с Китаем, хотя это скорее является следствием китайских экономических интересов, чем Вашей дипломатии. Вам удалось переложить ответственность за происходящее на Балканах на Европейский Союз, хотя это может в перспективе сыграть против Вас.
В целом, Ваши успешные действия способствовали росту уверенности в правительстве Соединенных Штатов как в стране, так и за рубежом. Был разработаны "упрощенные" принципы оценки действия других государств - они либо за терроризм, либо против.
Но, как Вы сами неоднократно заявляли, война с терроризмом далека от завершения. Многое еще может произойти как в США, так и в Афганистане или на Ближнем Востоке. Внешняя политика США не может сводиться к Вашей знаменитой "оси зла", какими бы ужасными не были эти три государства. Вам необходимо развивать Ваши недооцененные достижения, особенно в сферах, не имеющих отношения к обороне. Вот несколько моих соображений о нашей внешней политике:
Антитеррористическая операция не будет иметь успеха, если за ней не последует национальное строительство. Проблема ограничивается не только Афганистаном. США осуществляет военное присутствие во множестве слабых государств, включая и среднеазиатские, и, после того как отпадет надобность в их использовании, бросить эти страны на произвол судьбы было бы ошибкой. Американцам не следует полагать, что ответственность можно переложить на друзей или союзников. Например, миротворчество в таких трудных регионах, как Афганистан, просто невозможно без участия США. В то же время, Америке не следует ставить слабые страны в постоянную зависимость от себя. Но она должна быть готова помогать другим странам, особенно, таким как Пакистан; это слабое, но очень важное государство. США потребуется новый план действий. Вскоре, вероятно, предстоит опробовать эту стратегию национального строительства на примере Ирака без Саддама - удержать от развала такую страну будет недорого (учитывая, что там есть нефть), но очень нелегко.
Нельзя откладывать внешнеполитические проблемы "на потом". Попытка проделать это с палестино-израильским конфликтом провалилась. Оказалось, что ближневосточный мирный процесс требует постоянного американского дипломатического вмешательства на самом высоком уровне, которое бы позволило сбалансировать краткосрочные проблемы с более широкой стратегией урегулирования. Изоляция Северной Кореи вряд ли будет способствовать приостановке разработки атомных технологий Пхеньяном или предполагаемой продаже им оружия на Ближний Восток и вряд ли улучшит отношения с Сеулом. Ухудшение отношений между Грецией и Турцией из-за Кипра может привести к открытому конфликту между Турцией и Европейским Союзом, если США не вмешаются в происходящее.
Не надо спасать мир, но и игнорировать его тоже не надо. Отношение США к глобальным проблемам типа бедности или эпидемии СПИДа не выдерживает никакой критики. Америке необходимо срочно предпринять действия, пожертвовать большие суммы и придумать, как их лучше использовать. Ваше предложение увеличить помощь США другим странам на 50% (до 15 миллиардов долларов) к 2006 году это шаг вперед, но даже эта сумма - капля в море, особенно в сравнении с суммами, выделяемыми на сомнительные военные разработки. Правильное использование этих денег не только помогло бы в борьбе с терроризмом и другими мировыми проблемами, но и позволило бы США стать мировым лидером на деле, а не на словах. Сделав все для усиления мировой экономики, Америка бы не только смогла предотвращать кризисы, подобные аргентинскому или турецкому, но и способствовала бы экономической интеграции в глобальном масштабе.
Спичрайтеров нужно держать на коротком поводке. Слова имеют значение. Недостаточно быть просто вежливым с друзьями и союзниками. Необходимо быть очень осторожными при обсуждении общих проблем, таких как глобальное потепление или борьба с преступностью. И не стоит слишком часто говорить о внешней политике, чтобы получить поддержку правых. Неудача в этой сфере может и обязательно обернется против Вас, когда вы этого меньше всего будете ожидать.
Всегда готовый помочь,
Морт Абрамовиц
Мортон Абрамовиц - бывший президент Фонда Карнеги в защиту мира и член редакционного совета журнала Foreign Policy. Он был послом США в Турции и Таиланде, а также заместителем госсекретаря США