Либо президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) не может решить, как ему действовать, либо он разыгрывает один из самых дьявольски хитрых гамбитов в ближневосточной политике с тех пор, как Ричард Никсон (Richard Nixon) в последний раз обедал с Генри Киссинджером (Henry Kissinger). В Техасе, как мы думаем, последнюю интерпретацию назвали бы тустепом (парный бальный танец, популярный в 20-х годах прошлого века - прим. пер.).
С одной стороны, г-н Буш-младший заявляет, что Ариэль Шарон является "человеком мира", и что Соединенные Штаты никогда не откажутся от поддержки Израиля. Он две недели закрывал глаза на то, что израильский премьер-министр продолжает осаду Западного берега после того, как президент впервые сказал "хватит - значит хватит"; он также дал понять, что у г-на Шарона еще будет возможность повторить свою антитеррористическую операцию "прочесывания", если будут новые террористические акты бомбистов-самоубийц. И он даже терпел (а может быть, поощрял?) утечку информации из Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.), из которой можно было заключить, что там быстрыми темпами ведется планирование вторжения в Ирак либо позднее в этом году, либо в следующем году.
С другой стороны, в конце нынешней недели г-н Буш-младший также навалился на г-на Шарона с требованием освободить из-под домашнего ареста в городе Рамаллах Ясира Арафата (Yasser Arafat), даже несмотря на то, что израильский лидер со всей очевидностью полагает, что, пока этот стареющий террорист остается палестинским лидером, мира на Ближнем Востоке не будет.
Президент принимал в своем техасском ранчо наследного принца Саудовской Аравии Абдаллу (Abdullah). И он выразил поддержку саудовскому плану мирного урегулирования, несмотря на то, что саудовцы возмутительно бряцали саблями в средствах массовой информации (СМИ) по поводу розыгрыша нефтяной карты. Государственный департамент США, как будто бы соревнуясь с Пентагоном в утечке информации, подрывает ближневосточные миротворческие усилия Колина Пауэлла (Colin Powell).
Это какой-то дипломатический танец, и, если он оставляет всех в замешательстве, мы только хотели бы надеяться, что именно это и является его целью. Критики президента озабочены, что все это говорит о человеке, который не может принять решения, несмотря на сильную команду внешнеполитических советников. Но г-н Буш-младший продемонстрировал немалое умение по части выбора, как он сделал это, к примеру, в прошлом году, когда ему было нужно, чтобы Соединенные Штаты вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО).
Все заявляли, что этого никогда не будет, потому что весь мир против такого шага. Однако каким-то образом после 11 сентября и нескольких встреч г-на Буша-младшего с российским президентом Владимиром Путиным эта оппозиция растаяла. Мичиганский демократ Карл Левин до сего времени не знает, что его толкнуло.
Вполне возможно, что г-н Буш-младший ведет такую же игру теперь. Быть может, он нацеливается на главный приз - свержение Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), а тем временем чувствует, что должен балансировать в Палестине. И тогда г-н Пауэлл в его пьесе играет "хорошего копа" (коп - пренебрежительное прозвище полисмена в США - прим. пер.), которому поставлена задача успокаивать арабов до того момента, когда военная кампания против Ирака станет неотвратимой. Президент позволяет г-ну Шарону делать столько, сколько нужно для защиты его страны от бомбистов-самоубийц, но не так много, чтобы это вызвало антиамериканский бунт арабов. Стоит отметить, что эту точку зрения на события также широко разделяют и сами арабы.
Вот когда эта игра рассыплется, так это, если г-н Буш-младший всерьез поверит, что может принести Палестине мир при посредстве г-на Арафата. Президент намекнул на такую задумку, когда он сказал в воскресенье, что г-н Арафат "теперь может снова свободно передвигаться и руководить, и мы ожидаем, что он именно так и сделает". Г-н Арафат нанес больше визитов в таверну "Last Chance" ("Последний шанс", англ.), чем Клинт Иствуд (Clint Eastwood) (известный американский киноактер - прим. пер.), и нет оснований думать, что он воспримет этот ультиматум с большей серьезностью, чем предыдущие. Более вероятно, что он использует эту свою новообретенную мобильность, чтобы наделать еще больше бед.
Принятое г-ном Арафатом на прошлой неделе решение отдать под суд четырех палестинцев за убийство в октябре прошлого года члена израильского кабинета министров свидетельствует о его цинизме. Его Палестинская автономия не соблюдает тонкостей надлежащей правовой процедуры; г-н Арафат является судьей и жюри последней инстанции. А поэтому, если на прошлой неделе, когда потребовалось, нашлось достаточно доказательств для осуждения террористов, он должен был все это время знать, кто убийцы. Он защищал этих террористов до момента, когда инстинкт самосохранения потребовал, чтобы он их сдал. И достаточно об иллюзии, что бомбисты-самоубийцы ему не подконтрольны.
Президент Буш-младший также рискует, когда обещает разрешить американским и английским "надзирателям" исполнять обязанности по контролю за ситуацией в регионе. Г-н Арафат всегда хотел иметь у себя иностранных наблюдателей, чтобы использовать их как еще один способ нейтрализации попыток сил обороны Израиля наносить ответные удары после террористических нападений на израильтян. Мы также надеемся, что это не подготовка сцены для еще одного несчастья в духе казармы морских пехотинцев в Бейруте.
Читать мысли администрации Буша-младшего по Ближнему Востоку стало занятием, которое несколько напоминает кремлинологию (изучение поведения деятелей Кремля - прим. пер.). Никто из посторонних не знает, что в действительности там происходит; мы, кстати, удивляемся, сколько из тех, кто внутри, в действительности знают истинное положение дел. Нам хочется надеяться, что недавний тустеп г-на Буша-младшего имеет долговременную стратегическую цель выиграть войну с террором путем освобождения Ирака.