- По Вашему мнению, у клонирования домашних животных - большое будущее?
- Да, конечно. Тяжко скорбеть по любимому существу, и по домашнему животному - тоже. Клонирование - это техническое решение проблемы. Оно предлагает замену умершей собаки или кошки ее двойником, либо тем, кто напоминает ее двойника. Процедура будет дорогостоящей, кроме того, она несет на себе печать незаконности, - ведь на клонирование наложен запрет. Но многие, не колеблясь, согласятся на эту манипуляцию, которая позволит им "победить" смерть животного, к которому они были так привязаны. Достаточно вспомнить историю женщин, потерявших ребенка, которые готовы были заменить его кем угодно, поскольку не могли вынести бремени скорби. Точно такое же чувство испытывают дети, когда умирает кто-нибудь из старших. Дали (Dali) и Ван Гог (Van Gogh) - знаменитые "дети- заместители", но есть и другие примеры. По той же причине, хозяева склоняются к клонированию животного, которое сможет восполнить их потерю.
- Разве смерть домашнего животного сравнима со смертью ребенка?
- Роль собак и кошек в душевной жизни человека очень велика, и многочисленные исследования в этой области подтверждают это. В то же время, эта роль не признана, в том смысле, что не существует никаких общепринятых ритуалов, чтобы носить траур по домашним животным. В древности египтяне охотно бальзамировали своих любимцев. Я работал в Колумбии с одним индейским племенем, в котором собаки считаются "младшими братьями", при погребении им воздают посмертные почести. В нашем обществе нет ничего подобного. Кладбища животных встречаются все чаще, но они по-прежнему вызывают насмешку, либо, максимум, снисходительность. Однако потребность в ритуале существует: я знал одного отца, который долгие годы вызывал ненависть у своих детей за то, что однажды, прямо на их глазах положил их мертвую собаку в пластиковый пакет и выкинул ее в мусорницу. Поскольку носить траур по домашнему животному трудно, можно предположить, что клонирование станет выходом из положения. Клонирование - способ держать смерть на дистанции.
- Не меняет ли хозяин отношения к собственной смерти, клонируя своего любимца?
- Возможно. Когда заводишь животное, то знаешь, что однажды оно умрет, и это в порядке вещей. Клонирование может дать животному "вторую" жизнь, а за ней "третью", "четвертую" и т.д. Животное сможет "жить" так же долго, как и его хозяин. Заплатив кругленькую сумму за бессмертие животного, одновременно приобретаешь его и для себя. Ибо собака (в большей степени, чем кошка) - объект нарциссической страсти своего владельца, собака носит в себе образ хозяина. Выбор животного говорит о психике хозяина. Так, женщины все чаще покупают больших собак, чем выражают свое желание властвовать. Делая животное "бессмертным", хозяин получает господство над смертью. Это, конечно же, метафизический фантазм, но также и мечта человечества за два с половиной миллиона лет его существования.
- А что будет с копией? Ее жизнь будет отличаться от жизни животного-образца?
- Жизнь клона будет труднее, как и у всех приемных детей. Они любимы постольку, поскольку замещают ушедших, а не сами по себе. У меня была одна пациентка, охваченная желанием найти замену умершей старшей сестре. До 12-летнего возраста она носила одежду покойной и каждый год приходила на могилу сестры, которая, символически, была ее собственной могилой. Быть "заместителем" часто бывает мучительно. Точно также это касается и домашних животных. Вместе с ветеринаром Клодом Беата нам удалось показать, что у собак-заместителей проявляются особенные патологии: животное чешется и лижет себя вплоть до появления гнойного дерматита. Будучи на месте другого, животное не может вступить в прямой диалог с хозяином. Лишенное альтернативы, оно замыкается в себе, сосредотачиваясь на своем теле.
- Однако не станет ли клонирование кошек и собак первым шагом к снятию запрета на клонирование человека?
- Очевидно, станет. Мы свыкнемся с мыслью о законности клонирования по причинам психотерапии, душевного комфорта. Сперва животное, затем ребенок. Последствия, конечно же, будут тяжелыми. Если клонирование животных и человека войдет в нашу культуру, мы столкнемся с воплощением мифа о Двойнике: невозможно будет отличить копию от оригинала. Таким образом, мы рискуем еще более усугубить проблему самоидентификации, с которой сегодня сталкиваются подростки. В отношении клонирования мы можем задаться вопросом: а вдруг технология приведет нас к реализации перверсии: сможет воссоздать воображаемый мир. Перверсия воздействует на "реальное", требуя воплощения личного фантазма, которым в нашем случае является бессмертие. Важна реализация, а ее продукт, в данном случае, клон человека и животного, уже не важен. Его судьба уже никого не будет заботить.