Москва, 29 апреля 2002 года. Сегодня министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) и его российский коллега Сергей Иванов заявили, что они добились прогресса на переговорах по ядерному оружию, имеющих целью заключение соглашения, которое может стать главным событием намеченного здесь на следующий месяц президентского саммита.
На пресс-конференции в московском аэропорту "Шереметьево" г-н Иванов сказал, что он и г-н Рамсфелд смогли договориться по "ряду новых идей", которые предложила Россия четыре или пять дней назад. Г-н Иванов сказал, что надеется на "еще больший прогресс", когда на этой неделе переговоры возобновятся в Вашингтоне. Г-н Рамсфелд высказывался чуть менее утвердительно, заявив только, что переговоры продвигаются вперед. Оба дали понять, что согласие между ними пока не достигнуто.
Г-н Рамсфелд сделал двухчасовую остановку в аэропорту "Шереметьево", возвращаясь из поездки по Афганистану, Киргизстану, Туркменистану и Казахстану. Когда до встречи между президентами Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным остается чуть более трех недель, обе стороны встречаются каждые несколько дней, стремясь подготовить соглашение к подписанию. Ключевой вопрос - как поступить с тысячами ядерных боезарядов, которые обе страны согласились изъять из своих стратегических арсеналов. Соединенные Штаты хотят вывести их в резерв на случай, если они когда-нибудь потребуются. Россия, чьи ядерные боезаряды быстро устаревают, хочет, чтобы обе стороны их уничтожили.
Один высокопоставленный американский дипломат, сопровождавший г-на Рамсфелда по пути в Москву, сказал, что Вашингтон настаивает на том, что необходимо сохранить часть ядерных боезарядов как гарантию на случай непредвиденных угроз. "Это жизнь", - сказал этот официальный представитель, попросивший не называть его фамилии.
Многие военные и политические специалисты сегодня согласны с тем, что Россия - нравится вам это или нет - вероятно, не сможет убедить Соединенные Штаты в обратном. При военном бюджете, во много раз меньшем, чем бюджет США, говорят они, Россия не имела возможности модернизировать свой ядерный арсенал в прошлом десятилетии и едва ли сможет себе позволить сделать это в ближайшее время. Некоторые аналитики утверждают, что в действительности Россия мало что потеряет, если Соединенные Штаты сохранят в резерве несколько тысяч ядерных боезарядов, потому что у Москвы по-прежнему останутся сотни ядерных боезарядов на готовых к пуску стратегических носителях. Сегодня обе стороны имеют примерно по 5500-7000 ядерных боезарядов, в зависимости от того, как считать.
Даже если Соединенные Штаты и смогут быстро снять с полки свои боезаряды, специалист по стратегическим вооружениям из Академии военных наук Владимир Дворкин на прошлой неделе заявил: "Я не думаю, что это стало бы серьезной угрозой для России, потому что Россия сумеет сохранить свой потенциал ядерного устрашения". Тем не менее специалисты по контролю над вооружениями согласны в том, что не следует рассматривать Россию как просто сдающую свои позиции Соединенным Штатам без некоторых уступок, чтобы сохранить свое лицо. Одним из компромиссов может стать разрешение Соединенным Штатам отправлять на складское хранение снимаемые с вооружения ядерные боезаряды, при предоставлении россиянам определенных возможностей контроля за резервом боезарядов.
Обе стороны усматривают в новом соглашении политические выгоды. Г-н Буш-младший мог бы сослаться на это соглашение как на свидетельство, что он не унилатералист (сторонник односторонних действий - прим. пер.), когда дело касается международных договоров. Г-н Путин мог бы использовать это соглашение, чтобы показать, что его поворот в сторону Запада во внешней политике был осуществлен в интересах России.