Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Салман Рушди: Опасные иллюзии Франции

Допустив ошибку в Афганистане, Франция ошиблась в себе самой. Но, с Божьей помощью, французский электорат имеет возможность исправить все во втором туре

Салман Рушди: Опасные иллюзии Франции picture
Салман Рушди: Опасные иллюзии Франции picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Французский электорат не может по примеру Кандида сослаться на ╚опустошенность после катаклизма╩. Ужас не столь сильно свирепствовал во Франции, а уродство не расцвело пышным цветом. Насколько мне известно, ни один кривой мулла не проповедовал талибанизации галльской жизни, а мессианский Усама не ставил аппарат французского государства на службу терроризму. Ни один террорист-камикадзе не прогуливается по парижскому метро. Французы не испытывают таких гонений и репрессий, какие выпали на долю палестинцев в Дженине

Салман Рушди - британский писатель, писатель, автор "Сатанинских стихов" и "Прощального вздоха Мавра" приговоренный к смерти "фатвой" аятоллы

И вот судьба вновь забросила нас во вселенную Кандида. Наш сумрачный XXI век прекрасно вписывается в эту веселую басню XVIII века, потонувшего в крови, когда катастрофа, насилие, виселицы, землетрясение и сифилис подстерегали своих жертв на каждом углу. Доктор Панглосс, приверженец лейбницианства, профессор тончайшей науки "метафизико-теолого-космолого-простофилилогии", - является прототипом всех наших "учителей реальности" (термин Сола Беллоу). Он ревностно следует своему кредо: "все к лучшему в этом лучшем из возможных миров".

В конце своего долгого и мучительного путешествия к обретению душевного спокойствия Кандид приходит к известному заключению: "Каждый должен возделывать свой сад". Так, знаменитая басня Вольтера (Voltaire) завершается мыслью о том, что в самые мрачные исторические периоды наш дух должен избегать "высоких идей", нам не стоит совать нос в общественные дела, мы должны ограничиться лишь возделыванием собственного сада. Вольтер не проповедовал апатию как панацею от всех экзистенциальных бед. Однако наша склонность к слезным комедиям и простым идеям привела нас к тому, что в самом знаменитом из его вымыслов мы начали видеть апологию консерватизма, пассивности и капитуляции.

Именно этот летаргический сон в ужасной ситуации, что сложилась сегодня, привел к "лепенизации" политического процесса во Франции и к одному из самых тяжелых поражений французской демократии в современной истории. Возделывая свой сад, Франция слишком поздно поняла, что в траве прячется ядовитая змея.

Иногда электорат "пожимает плечами", не видя большой разницы между главными кандидатами, занимающие самые высокие посты. На следующий день после голосования реальность оказалась не слаще кнута, но было уже слишком поздно. Последний раз подобное происходило в Англии, что привело к бесконечному и вредоносному царствованию Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher). Апатия избирателей стала ключевым фактором также и в борьбе Буша и Гора. Фиаско во Флориде стало решающим, хотя и казалось невозможным. Теперь болезнь охватила Францию, и если Лионель Жоспен (Lionel Jospin) несет ответственность за бесславную кампанию в духе Ала Гора, то причина поражения не только в нем самом. Старая пословица говорит, что в политике избиратель никогда не ошибается, но на этот раз - черт возьми! - произошла дьявольская ошибка. Поражение потерпел скорее сам электорат, чем Лионель Жоспен. Этому электорату следовало бы уступить место другим, более ответственным избирателям.

Ужасная констатация: в эти тяжелые времена, люди менее всего озабоченные судьбой свободы и демократии, пользуются этими благами в полной мере. За несколько лет, которые последовали за фатвой аятоллы Хомейни (Khomeiny) в мой адрес, с тех пор как меня начали преследовать, я более всего страдаю от утраты права голоса (человек "без адреса" не может участвовать в выборах). Однако когда я поставил этот вопрос, никто не даже не подумал, что я могу чувствовать себя ущемленным. С тех пор разочарование граждан и их цинизм только возросли. Многие граждане, лишенные права голоса в странах, где свирепствует тирания, однако, вправе чувствовать отвращение к тем, кто может пойти на выборы, но готов этим пренебречь.

Французский электорат не может по примеру Кандида сослаться на "опустошенность после катаклизма". Ужас не столь сильно свирепствовал во Франции, а уродство не расцвело пышным цветом. Насколько мне известно, ни один кривой мулла не проповедовал талибанизации галльской жизни, а мессианский Усама не ставил аппарат французского государства на службу терроризму. Ни один террорист-камикадзе не прогуливается по парижскому метро. Франция - не Гуджарат, где мерзостное правительство стоит во главе массовой бойни, тогда как индийский премьер-министр закрывает на нее глаза. Французы не испытывают таких гонений и репрессий, какие выпали на долю палестинцев в Дженине.

Франция остается Францией, даже если она попала в ловушку антисемитизма и ненависти к арабам.

Образ жизни французов - прежний, эта нация по-прежнему остается одной из самых цивилизованных в мире - завидная судьба! Но постоянство комфорта порождает опасные иллюзии, в частности, слева. Решение выставить нескольких кандидатов привело к рассеиванию голосов против Ширака (Chirac) и пробило брешь для Жана-Мари Ле Пена (Jean-Marie Le Pen), вторжение которого последовало незамедлительно. Подобную позицию могли занять лишь люди, слишком уверенные в том, что в стране сохранится статус-кво, и потому готовые пойти на глупый риск, сыграть с будущим в дурака.

Что еще можно сказать о том безумии, что объяло европейских левых? Каких проявлений болезни нужно еще ожидать? Левые и так уже выступили против военной акции, призванной свергнуть режим талибов, которая, к тому же, позволила помешать террористическим атакам против Запада. Допустив ошибку в Афганистане, Франция ошиблась в себе самой. Но, с Божьей помощью, французский электорат имеет возможность исправить все во втором туре. В итоге стране придется жить при Шираке еще несколько лет. Но эту цену нужно заплатить. Нельзя отдать сад во власть змеи.

Другие статьи Салмана Рушди:

Ответ воина с пером в руке ("El Mundo" , Испания)

Америка и антиамериканизм ("El Mundo" , Испания)

Я устал быть пророком катастроф ("La Stampa" , Италия)

Если это имеет хоть какое-то отношение к Исламу ("El Mundo" , Испания)