Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Опасные игры Саддама Хусейна

Иракский диктатор извергает обычные пустые угрозы и разрабатывает стратегию выживания. Будет ли она работать?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно ЦРУ обратилось к другому офицеру разведки с вопросом о том, поехал бы он в северный Ирак помогать в мобилизации и обучении мятежной армии. Тот отказался, в первую очередь потому, что считал, что мятеж не удастся. ╚Я слишком стар и толст, чтобы спасаться бегством в одном нижнем белье╩, - сказал он. В возрасте 65 лет (или около того, никто в Багдаде, похоже, точно не знает, сколько ему лет) Саддам, возможно, чувствует себя не хуже, чем прежде. Но ему некуда бежать

День рождения Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в этом году был менее праздничным, чем обычно. Безусловно, опять имели место все обязательные элементы: помпезное открытие еще одного общественного памятника диктатору, постановка спектакля, основанного на сюжете одного из романов, которые, по слухам, принадлежат его перу, выставка портретов, написанных маслом, на которых он изображен в различных героических одеяниях.

Владельцы магазинов и городские власти Багдада, не покладая рук, трудились, чтобы подготовиться к "спонтанным" манифестациям, приуроченным к его дню рождения, в которых должны были принять участие миллион человек. Однако, по сравнению с прошлыми годами, данное мероприятие едва ли можно было назвать праздником. Прошлогоднее гуляние продолжались около двух недель. Тут были и военные парады, и пышные процессии, и салюты. В этом же году праздник длился лишь один день. В качестве причины власти сослались на трагические события на Западном Берегу. "О каком празднике может идти речь, когда в Палестине убивают наших братьев?" - вопрошает один высокопоставленный чиновник. Однако была и другая причина, более реальная - растущая угроза вторжения с целью свержения Саддама, вдохновителями которого выступают Соединенные Штаты.

Иракские официальные лица пытаются не подать вида, что они обеспокоены. "Иракские вооруженные силы готовы отразить любую атаку", - сообщил корреспонденту "Newsweek" близкий к Саддаму источник. - Соединенные Штаты говорят об отправке 250 тысяч солдат. Ну и пусть. Они вернутся домой в пластиковых упаковках. В прошлый раз они послали 500 тысяч и не смогли достичь поставленных целей". Однако за этим бахвальством скрывается заметная нервозность иракского режима. По словам западных дипломатов, работающих в Багдаде, представители режима запасаются пищей, бензином, медикаментами и сырой нефтью. Отмечены внеплановые перемещения иракских войск в окрестностях Багдада и на севере страны. По наблюдению дипломатов, обращает на себя внимание тот факт, что вечно страдающий паранойей Саддам окружил себя новой "президентской гвардией особого назначения". Эту гвардию создал сын и наиболее вероятный наследник диктатора Кусай Хусейн (Qusay Hussein). "Чувствуется, что они по-настоящему озабочены, - говорит один западный дипломат. - Они серьезно воспринимают эту угрозу".

Даже если это и так, Саддам продолжает играть в опасную игру. Он открыто провоцирует американцев к нападению, пусть даже полагаясь на трехчастную стратегию, цель которой предотвратить его.

Водит за нос ООН. По мнению западных наблюдателей, Ирак продолжает работать над созданием химического и биологического арсенала. Доказать это - отдельная проблема. Более трех лет назад инспектора ООН по вооружению покинули Ирак, поскольку Саддам отказался предоставить им необходимый фронт работ. На этой неделе должны возобновиться переговоры по вопросу повторной отправки инспекторов ООН в Ирак. Если группа инспекторов ООН будет допущена в страну, потребуется год, чтобы определить соблюдает ли Саддам провозглашенный ООН запрет на производство оружия массового поражения. Возможно, он надеется получить этот год, рассчитывая разрешить инспекторам въезд в страну, но при этом не позволить им проводить инспекционные проверки. По мнению одного западного дипломата, это не сработает: "Может быть, ему удастся добиться отсрочки на один, два или три месяца, но не более". После того, как в 1998 году инспекторы вынуждены были покинуть Ирак, американские и британские силы атаковали иракские военные объекты.

Раскалывает альянс. В последнее время представители Ирака стремились к формальным переговорам с Европейским Союзом, очевидно рассчитывая приобрести союзников в противостоянии с Вашингтоном. Лондон и Париж наложили вето на эту идею. Но при этом Франция оказывает давление на США, убеждая их дождаться завершения инспекционных проверок, прежде чем начинать атаку. А Россия, которую связывают с Ираком серьезные коммерческие интересы, требует, чтобы действие санкций было приостановлено тотчас же после прибытия группы инспекторов ООН. По данным западных дипломатов, за последнее время в Багдаде между российскими и иракскими представителями состоялось несколько встреч, включая секретную встречу самого Саддама с особым уполномоченным Москвы по Ближнему Востоку.

Целуется с арабами. Багдад повсеместно запустил кампанию "арабской дружбы". В глаза бросалось, что на недавнем арабском саммите представитель Ирака обменивался с объятьями и рукопожатиями с официальными представителями Саудовской Аравии и Кувейта. Очевидно, что Саддам подлизывается к другим арабским странам, чтобы те помогли ему предотвратить вторжение, инициатором которого выступают США. Одновременно он даже сумел вызвать раздражение администрации Буша (Bush), пообещав деньги палестинским "мученикам", в том числе по 25 тысяч долларов каждой семье подрывника-самоубийцы. В американских разведывательных кругах сомневаются, что до этих людей доходит "хотя бы мизерная часть обещанных денег". Однако представители израильской разведки не разделяют этих сомнений. Вот, что говорит один из этих источников: "В палестинских газетах можно встретить всевозможные объявления, в том числе и такие, в которых люди благодарят Саддама Хусейна за перечисленные им деньги".

Несмотря на публичное выражение симпатий, некоторые арабские лидеры с удовольствием избавились бы от Саддама. Однако это может произойти не раньше, чем будет найден выход из кризиса с палестинскими территориями, а это выглядит весьма отдаленной перспективой. При этом некоторые из самых закоренелых сторонников жестких мер в министерстве обороны США (и, возможно, в офисе вице-президента) заявляют, что тупиковая ситуация на Западном Берегу не может быть решена отдельно. По их словам, только событие сейсмического масштаба, такое как свержение Саддама Хусейна, может изменить мышление в регионе. "Арабы уважают силу, - утверждает армейский полковник в отставке Патрик Лэнг (Patrick Lang) глава Оборонного Разведывательного Агентства и аналитик по Ближнему Востоку во время войны в Персидском заливе. - Если мы придем в Ирак и победим, что им останется, кроме как принять это?"

Однако позиции этих сторонников жестких мер не очень сильны, по крайней мере, в настоящий момент. Говорят, что высшие военные чины без особого энтузиазма относятся к идее вторжения, даже когда им приходится по долгу службы разрабатывать планы, связанные с ним. Буш формально еще не одобрил военное нападение с целью свержения Саддама, а некоторые из его политических советников считают, что данная акция может быть сопряжена с риском. Приводим слова одного компетентного дипломатического источника: "Они говорят: "Мы не схватили бен Ладена и муллу Омара. А что будет, если мы вторгнемся в Ирак и не сможем схватить Саддама Хусейна?" Согласно последнему опросу, проведенному "Newsweek", 68 процентов американцев поддерживают военные действия США против Ирака, однако эта цифра снизилась по сравнению с 78 процентами в декабре. "На самом деле вторжение в Ирак теперь не является злободневным вопросом", - говорит один эксперт по Ближнему Востоку, знакомый с образом мыслей администрации.

Вашингтонские стратеги придерживаются уклончивой тактики, поскольку знают, что не существует легких путей избавления от Саддама. За годы, которые прошли со времен операции "Буря в пустыне", он реконструировал свою армию и довел ее численность до 350 тысяч человек. По словам некоторых аналитиков, лучшее средство от Саддама - вооруженный мятеж. "Оппозиция Саддаму составляет около 99 процентов от общего числа населения Ирака, но все эти люди запуганы, - говорит один бывший офицер разведки, работавший в Ираке. - Если убедить их в том, что мы окажем им реальную поддержку, они восстанут. А вот в случае вторжения мы восстановим против себя население Ирака". Недавно ЦРУ обратилось к другому офицеру разведки с вопросом о том, поехал бы он в северный Ирак помогать в мобилизации и обучении мятежной армии. Тот отказался, в первую очередь потому, что считал, что мятеж не удастся. "Я слишком стар и толст, чтобы спасаться бегством в одном нижнем белье", - сказал он. В возрасте 65 лет (или около того, никто в Багдаде, похоже, точно не знает, сколько ему лет) Саддам, возможно, чувствует себя не хуже, чем прежде. Но ему некуда бежать.