Там, где Кремль до сих пор терпел поражения, русская мафия с легкостью добилась своего: вновь взяла под контроль территорию бывшего Советского Союза. Впрочем, само определение "русская мафия", похоже, уже потеряло свой смысл: корректнее было бы заменить его на более подходящий - "русско-евразийская мафия". Названия и условные обозначения мафиозных группировок составляют очень длинный список, но стратегия у всех одна и та же: взять под контроль политическую власть.
Некоторые названия указывают на экономический сектор, как, например, влиятельнейшая "алюминиевая мафия". Другие различаются по географическому признаку: "чеченская мафия", "узбекская мафия", в том числе и по наименованиям отдельных районов больших городов: "солнцевская мафия", "подольская группировка". Некоторые используют в названии кличку "босса", контролирующего определенный сектор. Например, "Сильвестр", от прозвища главы ореховской группировки, которая контролировала большую часть московской наркоторговли. А теперь, когда уже позади этап первоначального накопления капитала и завоевания финансовой власти, новые боссы, чтобы защитить завоеванную в кровавых битвах финансовую власть, проникают и в политическую власть.
Российский президент Владимир Путин, в отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, имеет достаточно и силы, и поддержки народа, чтобы воплотить в жизнь свое предвыборное обещание и "навести порядок". Первым шагом стала нейтрализация теневого хозяина Кремля ельцинских времен Бориса Березовского, создавшего, как показывает Пол Хлебников в своей документальной книге, "Семью": группу деловых людей, объединившихся вокруг ближайших родственников Ельцина. Та же участь постигла и противника Березовского, телемагната Владимира Гусинского. А теперь в ожидании решающей схватки с олигархами, которая не может состояться при жизни Бориса Ельцина, поскольку Путин связан огромным долгом признательности, российский президент собирается вплотную заняться преступностью, а также принятием неотложных законов, которые ограничат влияние русско-евразийской мафии.
Основным препятствием стало печальное открытие, имеющее самое непосредственное отношение к российскому парламенту. Кризис политических партий и дорогостоящие предвыборные кампании значительно облегчили вхождение в Думу и региональные структуры власти людей, напрямую связанных с мафией. Парадоксально, но именно факт маргинализации политической оппозиции, позволивший Владимиру Путину без труда занять президентское кресло, теперь играет против него, крайне благоприятствуя внедрению организованной преступности в сферу политической власти.
Владимир Путин теперь вынужден иметь дело с куда более опасным и дестабилизирующим врагом, чем коммунисты Геннадия Зюганова, с противником, который за последние годы совершил настоящий качественный скачок. Реальность такова, что ныне главы организованной преступности могут больше не ограничивать свою деятельность скрытыми формами влияния, а открыто вступать в борьбу за власть и внедрение в правящий класс страны.
Однако другое явление беспокоит еще больше. Клан олигархов, которые знают, что их дни сочтены, по мнению российских аналитиков, решил усилить сотрудничество с организованной преступностью. Совпадение интересов олигархов и мафиози имеет двойную цель: с одной стороны, преступность пытается обелить собственный образ, с другой стороны, олигархи хотят сохранить контроль над огромными суммами, которые крутятся в самых прибыльных секторах российской экономики. Для достижения этих целей обе стороны прибегают даже к самым настоящим бракам по расчету. Например, Олег Дерипаска, один из самых влиятельных людей в алюминиевом секторе, год назад женился на дочери одного из людей "Семьи" - Валентина Юмашева, бывшего главы президентского аппарата Ельцина и второго мужа Татьяны Ельциной, дочери бывшего российского президента. Это очень серьезное продвижение, которое напрямую угрожает президентской власти.
Не является тайной и то, что самые опасные мафиозные кланы - это группировки регионов и автономных республик, которые делают все для того, чтобы не потерять власть, то есть захватывают контроль над природными ресурсами и стратегическими секторами. Кроме "основных" (наркоторговля, контрабанда оружия, отмывание нелегальных капиталов) и "традиционных" сфер деятельности (вымогательство, экспорт стратегических природных ресурсов, проституция, заказные убийства), пугающие размеры обретает контроль над новыми сферами деятельности (индустриальный шпионаж, нелегальная торговля произведениями искусства и антиквариатом, торговля человеческими органами).
Согласно последним данным немецкой разведки БНД, бесследно пропало большое количество бездомных детей, наполнявших вокзалы, метро и перекрестки главных магистралей крупных городов. Эти дети были убиты русской мафией с целью продажи их органов на Запад. Часть доходов от этой торговли потом "отмывалась" в Германии.
Группировки русско-евразийской мафии, в отличие от Коза-ностры, латиноамериканских картелей и японской Якудзы, которые характеризуются пирамидальной структурой и четкой иерархией, имеют очень гибкую структуру, внутри которой роли, иерархии и процедуры не подчинены строгим нормам и ритуалам. Такая организация еще более опасна, поскольку смещение организационного и руководящего центра очень осложняет работу следователей по внедрению в группировку и по борьбе с ней.
Единственное, что объединяет различные криминальные группировки - это периодические встречи по случаю дней рождений и свадеб с целью определения планов деятельности в России и за рубежом. Во время этих встреч, проходящих из соображений безопасности, как правило, за пределами России, принимаются решения о мирном урегулировании внутренних конфликтов и о реализации совместных инициатив. По данным компетентных органов, наиболее популярные места для таких встреч - это Прага, Вена, Тель-Авив (по крайней мере, до недавнего обострения кризиса на Ближнем Востоке), а с недавних пор и туристические центры Италии.
Структуры группировок, несмотря на гибкость, не лишены сложности. С одной стороны, имеются ответственные за деятельность в определенных странах и регионах, с другой стороны, есть специальные подразделения, контролирующие различные сферы преступной деятельности, от контрабанды оружия до проституции, от отмывания капиталов до экспорта стратегических природных ресурсов и наркобизнеса. И, наконец, существуют внутренние организации, обеспечивающие жизнедеятельность самой группировки: вооружение, общий финансовый фонд (общак), внутреннюю безопасность, разведывательные операции.
"Вооруженные силы" русской мафии, состоящие не только из профессиональных киллеров, но также и из выходцев из российского МВД и служб безопасности, могут похвастаться абсолютным рекордом: ни одного провала. Эти киллеры, действующие и за рубежом, "убирают" депутатов, журналистов, банкиров, высших чинов судебной и экономической власти, с абсолютной точностью и никогда не допускают ошибок.