1 мая 2002 года. При жизни он был легендой. После смерти Омар Хаттаб (Omar ibn al Khattab), один из самых известных и самых выдающихся лидеров повстанцев в российской мятежной республике Чечня, стал загадкой. Если представляется очевидным, что он мертв, то куда менее ясно, как он умер и какое влияние его исчезновение будет иметь на военную и политическую обстановку в Чечне.
Хаттаб, саудовец, родившийся в Иордании, сделал своей карьерой участие в повстанческих движениях, начав как "один из афганских арабов", которые присоединились к моджахедам, воевавшим против Советского Союза в Афганистане. Затем он продолжил свою войну в Таджикистане и в Нагорном Карабахе - спорной территории, на которую претендуют Армения и Азербайджан - перед тем, как в 1995 году появиться в Чечне.
Он стал одним из трех самых известных полевых командиров повстанцев, сражавшихся против россиян во время второй чеченской кампании, которая началась в 1999 году, наряду с Шамилем Басаевым и Асланом Масхадовым, который в 1997 году был избран президентом Чечни. Россияне говорят, что он был также тесно связан с террористической сетью "Аль-Каида" Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и выступал главным проводником иностранного финансирования деятельности повстанцев, что, по утверждению представителей власти, имело центральное значение для продолжения войны против федеральных сил.
Представляется, что он был отравлен с помощью письма, которое ему доставил в марте посредник, и захоронен своими соратниками в Чечне. Предназначавшаяся для передачи родственникам видеопленка, на которой запечатлено его тело, была позднее перехвачена во время стычки с федералами и конфискована. На прошлой неделе ее показало государственное телевидение; кроме того, она доступна на веб-сайте Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.
Для повстанцев гибель Хаттаба - не только потенциально деморализующее событие; она также может представлять практический удар по их кампании, если отразится на поддержке, которую им оказывают иностранные "спонсоры" этого конфликта.
Для российского правительства это значительная пропагандистская победа, которая предшествует периодическому докладу г-на Путина об успехах в деле разрешения конфликта в Чечне, который ожидается в этом месяце. Этот конфликт, продолжающийся вот уже два с половиной года, с тех времен, когда г-н Путин еще был премьер-министром, стал одной из самых саднящих незаживающих ран его администрации.
Смерть Хаттаба, возможно, мало чем поможет делу разрешения этого конфликта. После его смерти повстанцы продолжают устраивать засады, в том числе организовали одну такую засаду в столице Грозный в апреле, в ходе которой погибло более 20 человек. Инциденты такого рода скорее всего будут расти по мере того, как повстанцы выходят из своих зимних убежищ в горах, чтобы воевать более активно в летний период.