В ходе намеченного расширения НАТО на Восток намного быстрее всех членами Североатлантического военного пакта должны стать балканские страны Болгария и Румыния. После событий 11 сентября США добиваются ускоренного и по возможности всеобъемлющего расширения НАТО уже в этом году. Вашингтон посылает советников и в Грузию. При этом наряду с военно-политическим контролем речь в данном случае идет о нефти.
Так, на предстоящем в конце ноября саммите в Праге будет решаться не только, как предполагалось, вопрос о вступлении бывших прибалтийских республик Советского Союза Латвии, Литвы и Эстонии, а также Словении и Словакии, но и Румынии и Болгарии. До последнего времени в альянсе считали последние две страны по причинам коррупции, нищеты и медлительности в реформировании вооруженных сил не готовыми для вступления в Союз. Однако "после событий 11 сентября Черное море приобрело существенное значение в качестве естественного трамплина", разъяснял румынский министр иностранных дел Мирчя Джоанэ (Mircea Geoana) возросшее значение этого региона для НАТО.
Внутреннее море граничит как с балканскими странами, так и Россией, с богатыми сырьевыми ресурсами государствами Средней Азии с характерной для них неспокойной внутриполитической ситуацией и с Турцией. Во время недавнего визита в Румынию главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Джозеф Ралстон (Joseph Ralston) сказал, что для скорейшего вступления Румынии и Болгарии в альянс существуют "весомые политические причины". Североатлантический пакт проявляет действительно излишнюю поспешность.
Обе страны по просьбе НАТО предоставили альянсу неограниченное право пользоваться своим воздушным пространством. Правительства обоих государств подписали к тому же соглашения, которые позволяют дислоцировать у себя войска НАТО уже сегодня. Одновременно румынское Министерство обороны поставило инженерам задачу начать работы по расширению военных аэродромов в Фетешти и Тимишоара, а также черноморского морского порта Констанца. По информации бухарестских официальных лиц, через этот порт предполагается уже с июня наладить снабжение войск США, находящихся на Балканах.
Как в действиях в регионе ведущей страны НАТО США переплетаются политические и экономические интересы, наиболее наглядно демонстрируют события в Грузии. В феврале исполняющий обязанности посла США в Грузии Филипп Реммлер (Philip Remler) сообщил, что несколько десятков боевиков "Аль-Каиды" бежали из Афганистана в Панкисское ущелье, что на грузино-российской границе. Там проживают представители одной из чеченских народностей, которые не первый год предоставляют убежище бежавшим из Чечни боевикам и мирным жителям. В марте США тут же заявляют о размещении 150 военных советников, которые, как утверждается, должны помочь грузинским войскам в борьбе с террористами. Это вызвало резкий протест Москвы. Там говорят об ущемлении интересов России в регионе и высказывают намерение "бороться с терроризмом самостоятельно".
Невзирая на это, две недели назад в Тбилиси прибыли первые 18 военнослужащих США. Вместе с реализацией планов создания в республике военных баз, которые жестко оспаривает Пентагон, под контроль Вашингтона попадает очередная часть богатой сырьевыми ресурсами кризисной дуги от Черного моря до Западного Китая. Фонд "Наука и политика" видит в последних действиях США в Грузии в большей мере долгосрочную политику, "ориентированную на обеспечение безопасности нефтепровода и транспортного коридора", которые должны пройти по территории Грузии, и в меньшей степени - озабоченность борьбой с терроризмом. Но то и другое не должно противоречить друг другу: "Требования региональной стабильности как необходимое условие для расширения добычи и транспортировки нефти и газа каспийского региона и Средней Азии должны сочетаться с ликвидацией угроз, которые могут представлять собой нестабильные государства региона и районы, годные для отхода террористических группировок", считают в Фонде, который близок к правительственным кругам. Между прочим, присутствие военных советников США может "стать еще одним опасным шагом в деле обострения взрывоопасной ситуации на Кавказе".
В Болгарии и Румынии НАТО, напротив, встречают с распростертыми объятиями. Там во вступлении в военный альянс видят желанный входной билет на Запад. Таким образом, можно без всяких помех планировать строительство нефтепровода от болгарского порта Бургас, через Македонию - к албанскому средиземноморскому порту Влора. Тем самым, каспийская нефть может попадать в Европу и за океан в обход Босфора, который несудоходен для танкеров с большим водоизмещением.