Если американская политика не претерпит значительных изменений до того, как в конце мая пройдет встреча президентов Буша (Bush) и Путина, то возможность установить историческое американо-российское партнерство может быть потеряна.
Действительно, за семь месяцев, прошедших с того момента, как Путин стал самым значительным союзником администрации Буша в ведущейся в Афганистане войне против терроризма, второй шанс - после упущенной возможности 1990-х годов - установить по-настоящему партнерские взаимоотношения с посткоммунистической Россией находится под серьезной угрозой из-за осуществляемой Бушем политики.
Вклад России в проводимую Соединенными Штатами после событий 11 сентября контртеррористическую операцию в Афганистане превзошел общий вклад всех остальных союзников по НАТО. Москва предоставила не только разведывательную информацию, она также позволила Пентагону использовать ее воздушное пространство и имеющие огромное значение военно-воздушные базы советских времен, расположенные в Средней Азии. Она также увеличила размеры военной помощи афганскому "Северному Альянсу", который она поддерживала задолго до 11 сентября и который до недавнего времени вел практически все наземные боевые действия.
Однако в настоящее время даже российские сторонники сближения с Западом спрашивают: "Что же мы получили взамен?"
Когда в марте стало известно, что новая ядерная доктрина Пентагона продолжает рассматривать Россию как возможную цель для нанесения ядерных ударов, этот факт на протяжении нескольких дней занимал центральное место в российских средствах массовой информации. Большинство заголовков и комментариев были в высшей степени антиамериканскими. Это чувство, уменьшившееся после 11 сентября, теперь вновь быстро растет. В этом плане симптоматичной является широко распространенная точка зрения, что в результате осуществленного под руководством Соединенных Штатов заговора российские спортсмены были лишены золотых медалей на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити.
Более серьезным показателем, однако, является широко распространенное в российских политических кругах мнение, заключающееся в том, что ведущаяся администрацией Буша война с терроризмом имеет меньшее отношение к оказанию России помощи в борьбе с исламским экстремизмом вблизи с ее границами, и большее к установлению военных передовых рубежей новой американской империи, "нового Рима", как ее назвал один из политических инсайдеров. Главной целью этой империи считается установление контроля над огромными запасами нефти и газа в данном регионе. Даже россиянам, которые считают себя проамериканцами, становится все труднее противопоставлять что-либо этим обвинениям.
Как это видится из Москвы, после 11 сентября администрация Буша систематически создает то, чего Россия всегда боялась - военное окружение. Эта точка зрения не удивительна: весьма вероятно, что к 2003 году военное присутствие Соединенных Штатов или НАТО будет заметно по крайней мере в девяти из пятнадцати бывших республик Советского Союза.
Тем временем, Путин в Москве подвергается усиливающимся нападкам за "потерю" Средней Азии и Кавказа в результате уступок американскому империализму. Особое значение имела серия открытых писем, подписанных отставными генералами, в том числе и бывшим министром обороны, в которых Путин обвинялся в подрыве национальной безопасности и других жизненно важных интересов страны. Разногласия по поводу мудрости стратегического выбора Путина, предусматривающего союз с Соединенными Штатами - и, возможно, по поводу самого путинского руководства - несомненно существуют в российской политической среде.
Новое американское стратегическое мышление, в том числе придание нового статуса тактическому ядерному оружию, по меньшей мере усиливают позиции тех лиц в российской военной среде, которые с начала 1990-х годов лоббируют придание тактическому ядерному оружию большего значения в военной доктрине Кремля. По утверждению ведущего российского военного специалиста, новая американская доктрина дает российским военным дополнительные стимулы для проведения новых испытаний и принятие новых вооружений.
Все это дает основания предполагать, что запланированный саммит между президентами Бушем и Путиным может иметь лишь немного более важное значение, чем просто шоу, предназначенное для увеличения политических капиталов двух президентов, и не будет способствовать достижению самой насущной цели в сфере безопасности сегодня - значительному сокращению ядерных арсеналов обеих стран.
Даже не принимая во внимание события 11 сентября, ядерный мир после "холодной войны" более опасен, чем сам период "холодной войны". Главной причиной является нестабильность российской ядерной инфраструктуры. Директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet) подчеркнул, например, что российские ядерные устройства, материалы и технологии могут стать основным объектом распространения.
Политика администрации Буша, заключающаяся в общении с Россией не как с реальным партнером, а как с простым помощником, действия которого совпадают с интересами Соединенных Штатов, не говоря уже о занесении России в список потенциальных целей для нанесения ядерных ударов - только увеличивает существующую опасность.
С этой фундаментальной точки зрения, Соединенные Штаты в настоящее время имеют администрацию, чья политика по отношению к России угрожает национальной безопасности Америки.