После двух недель сомнений настал час триумфа. Действующий президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) добился переизбрания на пост главы государства, набрав 81,97 % голосов и значительно опередил своего соперника, кандидата от крайне-правых Жана-Мари Ле Пена (Jean-Marie Le Pen), который набрал лишь 18,03 % голосов. Как и на манифестации 1 мая, когда более 1 миллиона человек выступило против популизма и ксенофобии, на этих выборах французы доказали свою приверженность республиканским ценностям, олицетворением которых стал Жак Ширак. Число избирателей, пришедших к урнам, увеличилось на 10%, в первом туре явка составила 71,6%, во втором - 81,18 %.
Жак Ширак стал первым президентом, избранным на пятилетний срок. Парадоксально, но он набрал рекордное число голосов для кандидата в президенты за всю историю V-ой Республики. До этого лучший результат был показан Жоржем Помпиду (Georges Pompidou), который получил 58,2 % в 1969 году. Ширак совершил резкий скачок после первого тура, когда ему удалось набрать лишь 19,88% голосов - теперь же он получил в четыре раза больше. Однако радоваться преждевременно: подобный взрыв свидетельствует скорее о непопулярности соперника, чем о личном потенциале президента.
Как и вечером 21 апреля, Жан-Мари Ле Пен первым появился перед телекамерами. Но на этот раз он потерпел жестокое поражение, и чтобы выпутаться из ситуации, попытался сыграть роль жертвы предвыборных махинаций. "Победа Жака Ширака - двусмысленная победа, в советском духе, она достигнута с помощью всех социальных, политических, экономических ресурсов и с помощью СМИ", - заявил Ле Пен. В том же тоне выступил и Брюно Гольниш (Bruno Gollnisch), номер 2 в Национальном Фронте, который назвал второй тур "истерией": "Не знаю, каким образом, (┘) Жан-Мари Ле Пен вдруг превратился в монстра, в гибрид Франкенштейна и Адольфа Гитлера". Но победитель не стал уделять много времени побежденному. Жак Ширак предпочел подчеркнуть историческую значимость воскресного голосования. "Мы пережили дни подлинного беспокойства за Нацию", - заявил он, "но сегодня вечером Франция, в едином порыве, заявила о своей приверженности республиканским ценностям". Жак Ширак обратился к нации в духе генерала Де Голля (De Gaulle), он приветствовал "Францию, которая осталась верной себе, верной великим идеалам, верной всеобщему избирательному праву и гуманизму", "Францию, которая, как всегда, в трудную минуту, смогла овладеть собой".
Но сигнал тревоги, тем не менее, прозвучал (в лице Ле Пена). Поэтому Жак Ширак решил обратиться к своим соотечественникам и ответить на беспокоящие их вопросы: "Я услышал и понял ваш призыв к тому, чтобы Республика жила, нация объединилась, а политика изменилась, - сказал президент. - Все, все, что следует предпринять, должно отвечать этому призыву, политика должна служить каждому французу и каждой француженке, и прислушиваться к ним".
Политические партии Франции должны извлечь урок из результатов голосования 21 апреля, ведь все они в разной степени пережили потрясение. Каждый из выступавших вчера говорил об этом по-своему. Ален Жюппе, в прошлом премьер-министр - голлист, заявил, что на Жака Ширака возложена "историческая ответственность". Он должен дать ответ "на разочарование французов перед бессилием политиков разрешить их проблемы". Бывший глава правительства социалистов Лоран Фабиус (Laurent Fabius) заверил, что у левых есть все шансы на победу в грядущих политических баталиях, но при условии, если они объединятся, проявят скромность, и будут действительно "левыми".
В свою очередь, Жан Мари Ле Пен также заговорил о первом туре, он напомнил о своих победах - о поражении премьер-министра Лионеля Жоспена (Lionel Jospin), о плохом результате главы государства, о крушении коммунистической партии и, собственно, о своем выходе во второй тур. Что это, озлобленные измышления проигравшего? Или инстинкт политического чудовища, убежденного, что однажды настанет и его черед? История покажет. В воскресенье слова лидера НФ потонули в радостных криках победителей.