Сорокашестилетний Анатолий Чубайс, возглавляющий национальную электрическую монополию "Единые энергетические системы" (ЕЭС) России, является одним из главных политических воротил в стране. Он получил известность в середине 1990-х годов как способный молодой советник Бориса Ельцина и как автор спорной программы приватизации, в ходе которой крупная государственная собственность была продана в частные руки за гроши. С тех пор он не может отделаться от своего имиджа закулисного интригана.
Тем не менее, г-н Чубайс также является непотопляемым - и остается несгибаемым сторонником рыночных экономических реформ как наилучшего пути к процветанию России. Действительно, он пытается применить свою философию дерегулирования к ЕЭС, которая при ежегодном объеме продаж, равном 18 млрд. долл. США, является одной из крупнейших в России компаний. Он намерен создать свободный рынок электричества, превратив региональные операции ЕЭС по производству электроэнергии в предприятия для получения прибыли и оставив под контролем государства лишь линии электропередачи. И он хочет закончить эту работу к 2004 году, когда он планирует уйти из ЕЭС.
Не так давно в конце рабочего дня г-н Чубайс в своей штаб-квартире в Москве дал эксклюзивное интервью шефу московского бюро "BusinessWeek" Полу Старобину (Paul Starobin) и специальному корреспонденту Кэтрин Белтон (Catherine Belton). Помимо обсуждения своих планов в отношении ЕЭС, г-н Чубайс предложил свое видение дебатов по вопросу экономического роста в России, резкого всплеска антиамериканских настроений в стране и остающихся нерешенными вопросов американо-российской повестки накануне встречи между российским президентом Владимиром Путиным и американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), которая начнется в Москве 24 мая. Ниже следуют подредактированные отрывки из этой беседы:
Вопрос: Что Вы думаете о решении президента Путина замедлить темпы увеличения платы за электроэнергию?
Ответ: Президент Путин послал ряд политических сигналов, что правительству следует проявлять осторожность при обсуждениях с ЕЭС (вопроса о повышении платы за электричество). Я не согласен. Энергия в России стоит больше, чем люди сейчас платят за нее. Нам определенно придется повышать тарифы. Люди не научатся надлежащим образом использовать ресурсы, если ничего не будут за них платить┘ Сегодня средняя семья в России платит за электроэнергию 60 рублей в месяц. Это эквивалентно стоимости одной бутылки водки. К 2004 году эту сумму следует удвоить - две бутылки водки.
Вопрос: Приведет ли замедление темпов роста платы за электроэнергию к задержке осуществления планов перестройки ЕЭС, ставящей своей целью разрушение ее монополии?
Ответ: Надеюсь, что нет. Обсуждение будет очень сложным и очень трудным. Но речь не только лишь о том, чтобы разукрупнить компанию - пора создать настоящий рынок энергии в России.
Вопрос: Заинтересованы ли все еще иностранные инвесторы в стратегических инвестициях в российский электрический сектор, несмотря на отсутствие ясности в вопросе тарифов?
Ответ: Через несколько месяцев у нас будет первый тендер для стратегических инвесторов, на который будет выставлена Северо-Западная электростанция (станция мощностью 450 МВт, которая обслуживает район Санкт-Петербурга). Впервые инвесторов - российских и зарубежных - приглашают вкладывать деньги в электрический сектор. Я думаю, что мы получим хорошие результаты и хорошую поддержку.
Вопрос: Вы активно пропагандируете план синхронизации электрической сети России с сетью Европы, чтобы создать единую сеть от Владивостока до Парижа. Что Вы можете сказать нам на этот счет?
Ответ: В данное время на Европейском континенте (включая сюда и часть Азии) имеются две огромные электрические системы. Граница между ними совпадает со старой границей Советского Союза. Это Берлинская стена (для энергии). И это означает, что у нас есть огромный шанс изменить положение дел и объединить эти две системы. Данная идея получила положительную оценку в Европейском Союзе (ЕС).
Вопрос: Считаете ли Вы, что будущее энергетического бизнеса России лежит не в увеличении экспорта нефти и газа, а в увеличении поставок электричества как конечного продукта?
Ответ: Я не думаю, что в ближайшие 5-7 лет появятся большие возможности для серьезного экспорта электричества между Восточной и Западной Европой. Но в более длительной перспективе, определенно, да.
Вопрос: Президент Путин недавно сказал, что не удовлетворен темпами экономического роста, которые в этом году, если повезет, составят 4%. Что можно и нужно сделать, чтобы дела пошли лучше?
Ответ: Для ускорения экономического роста нужно уступить больше прав предпринимателям. Нужно защитить их от местных губернаторов, от местных властей. Далее, нужно иметь более гибкие отношения в трудовой сфере - (чтобы можно было) проще нанимать и увольнять работников. Потом, нужно решать проблему финансовой и денежной политики. Нужно снижать темпы роста инфляции. В дальнейшем нам будет не под силу нести значительную часть нынешних социальных расходов. И, наконец, самому президенту придется заплатить за это своими политическими ресурсами и своей популярностью.
Вопрос: Как Вы думаете, Путин это понимает?
Ответ: Предположим, что он все это понимает. В 2004 году будут (президентские) выборы. Я думаю, что его переизберут. И я думаю, в свой второй срок ему определенно следует избрать именно такую политику.
Вопрос: Посол США в России Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) недавно сказал, что антиамериканские настроения в России усиливаются. Вы это чувствуете?
Ответ: Я думаю, что это абсолютно неизбежная реакция на президентскую политику. До тех пор, пока Путин будет разворачивать Россию в сторону Запада, в сторону закона, в сторону Соединенных Штатов - и чем больше он будет это делать - тем больше он будет встречаться с внутренним сопротивлением.
Вопрос: Сможет ли Путин продолжать свою политику более тесного привязывания России к Западу и к Соединенным Штатам?
Ответ: Да. Но в то же время есть некоторые вопросы, которые, по моему мнению, необходимо обсудить за столом переговоров. У нас имеются сильные антиамериканские настроения, но в то же время я чувствую, что в Соединенных Штатах имеются сильные антироссийские настроения. (Чубайс привел в качестве примеров нежелание конгресса США отменить вводящую ограничения на торговлю Соединенных Штатов с Россией поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), которая была принята еще в советские времена, когда евреям не разрешалось эмигрировать, а также задержку предоставления администрацией Буша-младшего России официального статуса страны с рыночной экономикой.) Можно было бы говорить, что российская экономика не особенно эффективна и что также неэффективно и антимонопольное законодательство, а права собственности должным образом не защищены. Но нельзя говорить, что российская экономика не является рыночной.
Вопрос: Что Вы намерены делать после ухода из ЕЭС?
Ответ: Я уйду из компании в 2004 году, после того, как она будет окончательно разукрупнена, и я претворю в жизнь некоторые из моих деловых проектов. Я вообще не останусь в энергетическом секторе.
Вопрос: Не могли бы Вы сказать нам несколько больше?
Ответ: Мне бы хотелось усовершенствовать структуру управления в различных отраслях предпринимательства. Мне не нравится давать советы. Я люблю делать все сам. У меня нет финансовых ресурсов (чтобы делать стратегические инвестиции в компании, трансформировать их и перепродавать с выгодой). Но я планирую найти деньги.