После очередного нефтяного шока, вызванного решением Саддама Хусейна приостановить поставки иракской нефти и неопределенностью ситуации в Венесуэле, не говоря уже о недавнем кратковременном шантаже "нефтяным оружием" со стороны Саудовской Аравии, необходимость расширить список импортеров энергоресурсов на американский рынок становится очевидной.
Недооцененный источник нефти очевиден - это Россия, которая является самым крупным экспортером нефти на мировой рынок, не являющимся членом ОПЕК. Ей принадлежит 10% известных на сегодняшний день мировых запасов. 9% всей добытой в мире нефти - российского происхождения. Тем не менее, спорадические поставки из России составляют только 1% импортируемой в США нефти. Для сравнения, в прошлом году доля Ирака составляла 7%, а совместная доля таких членов ОПЕК, как Саудовская Аравия, Венесуэла и Ирак - 34%.
Уменьшение зависимости от всех этих стран помогло бы стабилизировать цены на нефть и привело бы к тому, что Америка перестала так легко поддаваться политическому шантажу. Американцы не привыкли обращаться к России за помощью в обеспечении своей безопасности. Но Россия сильно изменилась за последние десять лет, а солидарность Владимира Путина с Соединенными Штатами после 11 сентября закрепила эти изменения.
Десятилетие приватизации в российском нефтяном секторе было успешным. Начиная с середины 90-х, "большая шестерка" нефтяных компаний вложила около 5 миллиардов долларов в разведку, оборудование и восстановление скважин, загубленных в советское время. 20 лет назад большинство экспертов полагало, что России придется импортировать нефть. Вместо этого, в последние два года нефтедобыча выросла на 15%, а в этом году прирост должен составить 11%. В прошлом феврале Россия добыла больше нефти, чем Саудовская Аравия.
В то же время, Россия стремится создать условия для развития частного предпринимательства, как отечественного, так и иностранного. С момента окончания Холодной войны Россия сделала настоящий рывок вперед: от демилитаризации, приватизации и антикоммунизма ельцинской эпохи, до прошлогодней единой 13-ти процентной ставки подоходного налога и прочих мер по поддержке бизнеса.
Москва отстаивает свою свободу действий в том, что касается нефтяной политики. В течение осени 2001 года Россия сопротивлялась требованию ОПЕК сократить экспорт, тем самым защищая европейскую и американскую экономику от высоких цен на энергоносители. Два других ведущих независимых экспортера нефти - Мексика и Норвегия - поступили так же. Москва, в конце концов, согласилась сократить добычу на 150000 баррелей в день, но затем опять ее увеличила, продемонстрировав полную независимость от ОПЕК.
Россия купается в нефти и, в то время как российские компании все больше проникают на европейский рынок, Америка остается недостижимой целью. Президент Владимир Путин, скорее всего, поднимет вопрос российской нефти во время встречи с президентом Бушем 23-25 мая в Москве и Санкт-Петербурге.
Преграды на пути российского нефтяного экспорта труднопреодолимы. Для начала, есть проблема транспорта. Основные российские нефтяные скважины находятся в тысячах километров от ближайших морских портов, пригодных для нефтяных танкеров.
Доставка российской нефти на американское западное побережье из терминалов на Дальнем Востоке (кратчайший путь) потребует миллиардных затрат на постройку нефтепроводов из Западной Сибири и разработку шельфовых месторождений Магадана и Чукотки. Хотя Россия и в состоянии взять часть трат на себя (государственная нефтяная компания Транснефть объявила месяц назад, что собирается вложить 5 миллиардов долларов в постройку нефтепровода от Южной Сибири до Японского моря), очевидно, что нефтедобыча в Восточной России невозможна без иностранных инвестиций.
Взаимодействие с американскими нефтяными компаниями имеет ключевое значение. Уже есть примеры совместных проектов, как, например, покупка в 2000 году Getty Petroleum Marketing крупнейшей российской нефтяной компанией Лукойл или совместный 4-миллиардный проект Exxon и российской, японской и индийской компаний по разработке нефтяных месторождений в море у Сахалина. Но американские компании все еще опасаются иметь дело с российскими коллегами, которые лишь недавно оказались от нечистоплотных способов ведения дел, включая использование слишком больших прав мелких акционеров и лишение иностранных инвесторов прав на самые перспективные месторождения путем внутрикорпоративных махинаций.
Американские нефтяные компании в состоянии сами собирать информацию и принимать решения об инвестициях. При этом, учитывая необходимость в целях безопасности расширить список поставщиков нефти на наш рынок, Конгрессу и Белому Дому нужно совместно разработать проект придания налоговых льгот нефтяным компаниям, вкладывающим деньги в России. Президент Буш должен добиться от российского правительства честных правил игры, прозрачности и предсказуемости законодательства, налоговой системы и распределения доходов.
Администрации Буша также следует подумать об оказании давления на Европейский союз, чье законодательство не позволяет импортировать более 30% из одной страны. Это правило сильно затрудняет возможность России поставлять нефть на мировой рынок.
Даже если русским удастся проникнуть на американский рынок, не следует питать иллюзий: они не смогут полностью заменить собой страны Персидского залива. Тем не менее, ощутимое присутствие России на американском рынке энергоресурсов в течение следующих десяти лет, позволит обеспечить стабильность цен на нефть и будет способствовать американской безопасности.
Леон Арон, глава отдела русских исследований в American Enterprise Institute, автор биографии Бориса Ельцина