Кремль, несмотря на очевидные успехи в борьбе с чеченскими сепаратистами, не сбрасывает со счетов возможность продолжения боевых действий. Несколько дней назад российский президент Владимир Путин, в частности, дал понять, что Федеральная служба безопасности вскоре передаст руководство военной операцией Министерству внутренних дел. Таким образом, в действиях России в Чечне должен был начаться этап с менее выраженным силовым характером. Но после встречи с главой ФСБ и министром обороны Путин все же изменил свое решение. По его словам, в связи с продолжающимися нападениями чеченцев "начинать новый этап в антитеррористической операции слишком рано". Сначала, сказал он, необходимо уничтожить главарей боевиков и "вооруженные банды". С учетом этого признания, судя по всему, еще значительной боевой мощи сепаратистов рассчитывать на окончание конфликта, а, тем самым, и на сокращение случаев нарушений прав человека в кавказской республике в ближайшей перспективе не приходится.
Путинская оценка ситуации выглядит тем более странной, если учесть, что после гибели ведущих полевых командиров чеченцев и капитуляции большой группы боевиков российская сторона может говорить о больших успехах. Известный под именем "эмира Хаттаба" арабский командир боевиков был, очевидно, отравлен с помощью порошка, запечатанного в почтовый конверт. Несмотря на то, что Хаттаб, умер, как говорят, еще в марте, известно об этом стало только в конце апреля. Недавно факт смерти "черного араба" подтвердила чеченская сторона. К тому же появился видеофильм с кадрами трупа боевика. Хаттаб, который до появления в Чечне участвовал в гражданских войнах в Афганистане, Таджикистане и Нагорном Карабахе, считался одним из самых опытных и беспощадных полевых командиров. Он воевал против войск Москвы на стороне кавказцев еще во время первой чеченской войны.
В ходе второй кавказской войны Хаттаб считался не только самым влиятельным полевым командиром. Среди местного населения командир отряда воинствующих мусульман, собранных со всего мира, был спорной фигурой, так как большая часть чеченцев не приемлет фундаменталистский ислам.
Согласно данным Москвы, Хаттаб, родившийся в 1970 году в Саудовской Аравии, иорданец-бедуин по происхождению, являлся связующим звеном между сепаратистами и исламистскими арабами-кредиторами. Кремль видел в его лице доказательство активной деятельности организаций "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden) в Чечне. Благодаря фигуре Хаттаба Кремль мог объяснять, что российские войска воюют не против населения, добивающегося независимости, а против международного исламского терроризма. Даже если эта точка зрения и выглядит односторонней, было все же очевидно, что Хаттаб привлекал для священной войны на Кавказе боевиков из других стран.
После его смерти Москва может сконцентрировать свои усилия на борьбе с оставшимися ведущими полевыми командирами, такими, как чеченский президент Аслан Масхадов или полевые командиры Шамиль Басаев и Руслан Гелаев. По неподтвержденным данным, Басаев погиб во время авиационного налета. Гелаев, как говорят, находится в Грузии.