В то время, как бывшему разведчику Владимиру Путину позволяют в теле-шоу "У Биолека" болтать о своей любви к Германии, его кумир по прежним временам для немецкого телевидения не актуален. Речь идет о полковнике КГБ Штирлице - персонаже телевизионного сериала "Семнадцать мгновений весны". Его показывают из года в год на девятое мая, на "День Победы". Этот сериал уже в течение тридцати лет является самой популярной кинолентой о второй мировой войне. В России он настоящий лидер по числу зрителей. В ГДР, в частности, "Семнадцать мгновений" показывали дважды. Однако особого интереса сериал не вызвал. Западные немцы Штирлица не видели никогда.
Жаль, поскольку сериал "Семнадцать мгновений весны" мог бы многое рассказать о том, какой представляют себе Германию россияне. В известной мере он сам способствовал созданию ее образа. Образа, который, в частности, имеет более чем уродливые черты, но в котором в то же время можно заметить стремление к справедливости и точности. Для немцев было бы поучительным увидеть своими собственными глазами, как воспринимают их россияне.
Об этом лучше всего говорит фигура шефа гестапо Генриха Мюллера (Heinrich Mueller) - одного из самых влиятельных людей в так называемом третьем рейхе. Лишь немногие немцы могли бы с первого раза вспомнить это имя. В России же Мюллер не только известен, он даже популярен. Впрочем, интерес русских привлекает в меньшей степени фигура реального группенфюрера СС Мюллера, в большей мере - актер Леонид Броневой, который его играет.
Удивительно. Враг в кино обычно представляется безобразным или смешным. В англо-саксонском фильме "Кислокапустники" немцы в большинстве своем это болваны или злодеи, которые больше похожи на вампиров, чем на реально существовавших людей. В Голливуде русские тоже часто становятся объектом для насмешек. Несмотря на идеологическую черно-белую тональность красок, советский фильм подходит к образу более дифференцированно. Разумеется, в нем тоже советские герои гонят глуповатых немцев, но русские мало, что могут заимствовать у любимого на Западе жанра, когда война представляется как некое развлечение. Они не считают войну той темой, которая должна вызывать смех.
США потеряли во второй мировой 300 000 человек убитыми, Россия - 20 миллионов. Герой войны маршал Жуков сразу предупреждал, что противника нельзя представлять как стадо глупцов. Победа, по его словам, обойдется тогда слишком дорого. Картина "Семнадцать мгновений", появившаяся в 1973 году, была все-таки одним из первых советских фильмов, в котором личностями являются не только отдельные немецкие участники Сопротивления, в качестве характерных фигур представлены даже нацистские бонзы. Одни - твердолобые и целеустремленные, другие - циники, но ни в коем случае - не глупые тевтонцы, которые могут только щелкать каблуками и орать "Хайль Гитлер".
Сценарий разыгрывается весной 1945 года. Нацистские руководители плетут последние интриги, чтобы спасти свою шкуру. Фильм показывает Мюллера как самого примечательного из них: он не фанатик, а практик власти. Измученный головными болями, могущественный человек, ясно отдающий отчет в том, что он делает и недоверчивый. Режиссер Татьяна Лиознова, которая каждую серию художественного действия перемежает документальными кадрами, показывает кадры, снятые на партийных съездах рейха, в концентрационных лагерях, точно так же, как и марширующих стариков и мальчиков, которые умирают за Германию в последние дни войны. Положительные немцы - профессор, священник, солдат - не являются ни отважными коммунистами, ни простым рупором для лозунгов единого антифашистского фронта.
Русский герой почти растворяется среди мрачных и милых германцев. Ничего удивительного, поскольку быть незаметным - это профессия штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, он же - Максим Исаев, полковник КГБ. Среди характеров, представленных в сериале, он - персонаж менее всего живой. Несмотря на это, Штирлиц популярен не меньше, чем его противник. Он хорошо выглядит, умен, спортивен, отлично владеет немецким языком, что позволило ему сделать заметную карьеру в партии и гестапо не будучи разоблаченным. Действуя в одиночку, Штирлиц помешал Гиммлеру (Himmler) незадолго до окончания войны заключить союз с американцами, направленный против Советского Союза. Он более 20 лет живет в Германии вдали от своей жены и, тем не менее, далек от всяких любовных историй. Именно потому, что он так безупречен, герой несколько скучен. Зато как настоящий немец.
Ни в коей мере нельзя думать, будто в России немцами восхищаются. Скучны, холодны, духовно бедны - так изображали немцев еще Толстой и Достоевский. Тем не менее, русские связывают с Германией и положительные качества. Об этих качествах думали и российские "политтехнологи", которые разрабатывали образ личности преемника Бориса Ельцина, а потом и остановили свой выбор на подходящей кандидатуре. Когда влиятельный журнал "Власть" поместил на обложке снимок сыгравшего роль Штирлица актера Вячеслава Тихонова в эсэсовской форме с надпечаткой "Президент 2000", это означало, что российские избиратели, согласно опросам, хотели бы видеть президентом после непредсказуемого Ельцина владеющего собой делового человека, который бы не позволял себе легкомысленных выходок. И в марте следующего года народ выбрал офицера КГБ, обладающего прусскими добродетелями.
Когда политик может набирать очки, благодаря образу, созданному фильмом, - это говорит многое о популярности произведения. Другим доказательством этого является появление целого ряда анекдотов о сериале и его героях. Неожиданным, тем не менее, является то, что, несмотря на исключительную серьезность темы фильма, россияне называют его приятным и добрым. Это происходит не только из-за нынешней волны ностальгии, которая идет по стране. События сериала происходят почти исключительно в Германии. И, несмотря на ночные бомбардировки и близящееся поражение, все кажется каким-то близким и уютным. Уютные погребки, куда захаживает Штирлиц, вызывают у российских зрителей страстное желание немецкого уюта.