Москва, 8 мая 2002 года. В ходе предстоящего в этом месяце саммита США-Россия может быть заключено соглашение об использовании российской технологии в строительстве американской системы противоракетной обороны (ПРО), а также подписан договор, кодифицирующий глубокие сокращения ядерных арсеналов обеих стран.
Россия противится планам администрации Буша-младшего (George W. Bush) по строительству национального противоракетного щита, однако предложение контрактов для ее находящейся в бедственном экономическом положении оборонной промышленности могло бы помочь приглушить критику, что президенту Владимиру Путину еще предстоит получить существенные выгоды от его прозападной политики. Тем не менее, консерваторы скорее всего усмотрят в этом уловку Соединенных Штатов с целью украсть российскую технологию.
Россия имеет единственную в мире развернутую систему ПРО, ограниченный щит, который должен прикрыть Москву от ядерного нападения. План Соединенных Штатов предусматривает куда более обширную систему ПРО, которая защитит всю территорию страны.
Выступая в Москве, один высокопоставленный американский дипломат сказал, что президент Путин и президент Буш-младший могут договориться о совместной работе над противоракетной обороной, "принимая во внимание российский опыт в этой области". Он сказал, что Соединенные Штаты уже провели с некоторыми российскими оборонными компаниями предварительные обсуждения возможности обмена технологиями, которая "может оказаться весьма ценной".
Главным событием саммита, начало которого запланировано в Москве 23 мая, скорее всего станет подписание договора о сокращении наступательных ядерных вооружений. Согласно этому договору, арсеналы США и России будут сокращены до 1700-2200 ядерных боезарядов на стратегических носителях (в настоящее время каждая сторона имеет около 6000 единиц). Этот дипломат, однако, добавил, что "остается согласовать некоторые детали".
Вашингтон поначалу заартачился, не желая заключать формальный договор, который кодифицировал бы сокращение вооружений, и настаивая на том, чтобы дать неформальные обещания. Затем он согласился на требование России о юридически обязующем договоре, отчасти для того, чтобы снизить существовавшую в Москве озабоченность, что администрация Буша-младшего намеревается расстаться с формальными процедурами контроля над вооружениями после того, как в конце прошлого года объявила, что выходит из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, чтобы освободиться от ограничений на строительство системы ПРО.
Вашингтон, хотя он и согласился на договор, настаивает на своем требовании, чтобы ему было разрешено отправлять снимаемые с вооружения в соответствии с договором ядерные боезаряды на складское хранение. Россия заявляет, что в таком случае Соединенные Штаты будут иметь несправедливое преимущество.
"Принимая во внимание то обстоятельство, что у нас сейчас нет действующих производственных линий для выпуска ядерного оружия, мы твердо убеждены в важности сохранения резервных возможностей такого рода, - сказал вышеозначенный американский дипломат. - Мы постараемся успокоить Москву, предоставив ей больше информации об уровнях стратегических сил США и обеспечив большую прозрачность процедур проверки соблюдения договора".
Россия после 11 сентября установила тесные союзнические отношения с Соединенными Штатами, но, несмотря на то, что обе страны в общем и целом согласны с тем, что существует общая угроза со стороны воинствующих исламистов, страны по-прежнему расходятся в вопросе о том, как следует поступить с Ираном и с Ираком.
Соединенные Штаты все еще озабочены передачей Ирану российских технологий, заявляя, что Тегеран может использовать их в своей программе создания ядерного оружия. Россия утверждает, что ее экспорт имеет исключительно гражданское предназначение. Все тот же дипломат сказал, что сделки с Ираном станут "одним из важных вопросов повестки" предстоящего саммита в Москве. Россия возражает против любых односторонних акций Соединенных Штатов в Ираке с целью свержения Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), заявляя, что Вашингтон должен действовать через Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН).