Стокгольм. Как много изменилось за прошедшее десятилетие. Любой, кто принимал участие в спорах по поводу расширения Организации Североатлантического договора и Европейского Союза десять лет назад, обнаружит мало схожего между аргументами того периода и дискуссией, состоявшейся на недавней Конференции по безопасности и сотрудничеству региона Балтийского моря, которая прошла в Стокгольме в конце апреля.
В начале 90-х годов существовало много вопросов. Противники расширения НАТО считали, что оно спровоцирует российскую армию на совершение каких-либо по-настоящему сумасшедших действий, и вызовет милитаризацию российского анклава - Калининградской области. Некоторые беспокоились, что расширение настолько радикально настроит рядовых россиян, что демократическое развитие страны будет безнадежно подорвано. Другие опасались, что расширение НАТО будет способствовать созданию в Европе нового железного занавеса, хотя и более отдаленного на восток. И еще был вопрос стоимости, которую никто не знал, как сосчитать. В действительности, некоторые полагали, что Соединенные Штаты могут понести такие значительные расходы в связи с новыми обязательствами НАТО, что в них начнется постоянный упадок. Были и такие, кто считал, что ядерное разоружение застопорится.
Когда в конце концов весной 1999 года было принято решение о вступлении в альянс Польши, Венгрии и Чешской Республики, выяснилось, что небо на землю не упало, а русские не повели себя как безумные. По мере того, как лидеры НАТО изучают вопросы второго круга расширения, решение о котором может быть принято на ноябрьском саммите Организации в Праге, большинство прежних аргументов кажутся устаревшими. Кандидатами на вступление в альянс в ходе второго круга расширения являются бывшие советские прибалтийские республики, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Македония и Албания.
Сегодня на повестке дня стоят совершенно другие темы. Стремление Польши стать главным новым членом НАТО и влиятельной региональной державой постепенно признается. Успех регионального сотрудничества между прибалтийскими странами и их скандинавскими соседями представляется как пример того, как бывший восток и запад могут действовать сообща. Война против терроризма и, в этой связи, роль НАТО являются основными предметами обсуждений в период после событий 11 сентября. И, не следует забывать, к предметам обсуждений относятся и вопросы трансатлантических отношений. Расширение само по себе, как бы то ни было, уже считается принятым фактом.
Наиболее любопытным, возможно, является тот факт, что о России больше не говорят как об угрозе. Ни американцы, ни европейцы. Более того, во время работы стокгольмской конференции российские и американские власти подписали соглашение о Совете Россия-НАТО, который практически сделает Россию 20-м членом обновленной Организации. Ближе к концу мая в Санкт-Петербурге и в Москве президент России Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Джордж Буш (George Bush) подпишут договор о новых значительных сокращениях вооружений, а также совместное заявление, раскрывающее дальнейшую структуру стратегических взаимоотношений. В заявлении, по словам министра иностранных дел России Игоря Иванова, будут "указаны принципы, на основе которых Россия и Соединенные Штаты будут строить двусторонние отношения в долгосрочном периоде".
Европейский Союз также начинает переговоры о более тесных экономических связях с Россией, что поможет российским реформам. Как отметил премьер-министр Швеции Горан Перссон (Goeran Persson) во время открытия стокгольмской Конференции, "балтийский регион может стать самым динамичным в Европе, особенно если к нему будет присоединена Россия".
У российского представителя на Конференции была своя собственная повестка. В 1990-х годах русские постоянно мрачно намекали, что если НАТО не будет вести себя хорошо, то они разместят в Калининградской области ядерное оружие. Калининград является портом, передовым российским рубежом, бывшим ранее Восточной Пруссией, граничащим с Литвой с одной стороны и с Польшей с другой стороны. Он давно считается потенциальной точкой раздора. По словам Валерия Устинова, члена комитета Государственной думы по международным отношениям, "Калининград является общей заботой России и Европейского Союза, и если его игнорировать, то последствия могут быть серьезными".
Предложение России заключается в том, чтобы Польша и Литва после расширения Европейского Союза не требовали приобретения виз для жителей Калининграда, и в том, чтобы ЕС и Россия совместно работали над превращением Калининграда в западный Гонконг, в ворота для европейцев, желающих вести бизнес с Россией, и в образец будущего сотрудничества Европейского Союза. Предстоит пройти долгий путь. Сегодня Калининград представляет собой находящиеся в полном упадке военные объекты, и имеет самый высокий уровень заболевания СПИДом в Европе.
Как легко можно представить, те немногие голоса, высказавшиеся с предостережениями относительно сближения НАТО и России, принадлежали государствам Центральной и Восточной Европы. Президент Польши Александр Квасневский (Aleksander Kwasniewski) предупредил, что новая формула, предусматривающая создание Совета Россия-НАТО, не должна повлиять на роль нынешних институтов НАТО. Он отметил, что сотрудничество должно основываться на принципе, заключающемся в том, что "степень участия в принятии решений должна быть соразмерной доле ответственности за их выполнение". Кто-то надеется, что президент Буш прислушается к этим словам.
Реальности новой Европы наконец принимают ясные очертания, объединяя континент и суля мир и процветание. И это отрадно наблюдать.