Когда израильско-палестинская война будет окончена, начнется процесс переговоров и восстановления отношений. Основные европейские страны, включая Италию, должны будут наметить общий курс и придерживаться его. Какой может быть, в расчете на длительную перспективу, наилучшая форма бывшего британского Мандата? Возможно, Иордания, Палестина и Израиль будут обречены сосуществовать и сотрудничать в рамках своего рода неформальной конфедерации, осью которой, так или иначе, будут израильтяне, в силу своего экономического и военного превосходства. Твоя жизнь - это моя жизнь. В целях всеобщей безопасности присутствие международных сил в "горячих" точках представляется неизбежным.
В частности, многонациональный контингент под руководством НАТО с твердым европейским участием мог бы располагаться между озером Тибериаде (Tiberiade) и Аль-Акабой, на границе между Израилем, будущей Палестиной и другими соседями-арабами. Таким образом, будет создана полоса взаимной гарантии. Корпус безопасности, введенный Шароном на территории, можно будет вывести после преодоления обоюдного синдрома борьбы за выживание, и дать место Палестине на большей части побережья Иордана (за исключением нескольких еврейских поселений) и в секторе Газа, предоставив Израилю Негев. Таким образом, будет утвержден принцип обмена территориями.
Коридор через Беэр-Шева соединит две части Палестинского государства. Границы между тремя государствами бывшего Британского мандата и их соседями-арабами должны быть открыты для людей и товаров, и водные ресурсы Иордана должны использоваться сообща израильтянами, сирийцами, иорданцами и палестинцами, чтобы огромный ближневосточный регион развивался более равномерно.
Израильские арабы, будучи ярыми противниками своего действующего правительства, смогут создать мост между Израилем и Палестиной. Поскольку они уже привыкли к принципам израильской демократии, то могут протестовать против авторитарных и теократических канонов будущего Палестинского государства. Естественно, при условии, что граница между двумя их основными зонами поселений в Галилее и Палестине будет открыта с обеих сторон вдоль всей полосы Назарет-Дженин.
А что касается палестинских беженцев, представляется очевидным, что лишь незначительная их часть сможет осесть на вновь образованной родине, а еще меньше - в Израиле. И здесь много может сделать именно Европа. Например, оказать беженцам денежную помощь, чтобы они могли купить себе земельные участки. В этом случае они могли бы покончить со своим статусом беженцев и получить двойное гражданство: палестинское и то, в котором они приобретут скромный участок земли.
Кроме того, европейцы могли бы увеличить финансирование Unrwa, отделению ООН, которое занимается палестинскими беженцами, в частности, для того, чтобы улучшить благосостояние и образование исламистов "Хамаса".
Такой порядок должен способствовать приспособлению друг к другу конфликтующих сторон и примирить арабские и исламские страны региона. За исключением, может быть, авантюрного Каддафи (Gheddafi). Ливийский лидер "открыл" формулу "два народа, одно государство". По его мнению, у израильтян и палестинцев интересы, по сути, сходятся. А значит, они могут сосуществовать в пределах одного государства, которое Каддафи окрестил "Израстиной". В то время как некоторые израильтяне вынашивают идею об односторонней сепарации с созданием непреодолимой стены между ними и кузенами с территорий, а некоторые палестинцы, обмотавшись взрывчаткой, взлетают на воздух, утопия Каддафи, как кажется, обречена попасть в обширный каталог его умственных причуд.
Сегодня мир на Святой Земле - это мираж. На самом отдаленном побережье Средиземного моря властвуют фанатичные националисты и пророки священной войны. Но если мы не озаботимся тем, чтобы со временем погасить огонь этой вражды, то ближневосточные конфликты могут расширить свою территорию и, в разных формах, дойти до нашего дома.