Строб Тэлботт, заместитель государственного секретаря США в администрации Клинтона, является автором готовящейся к выходу в свет книги "The Russia Hand: A Memoir of Presidential Diplomacy." ("Рука России: воспоминания о президентской дипломатии")
11 мая 2002 года. Одним из факторов, сыгравших свою роль в переходе России от диктатуры к демократии, явилась способность ее последних руководителей порвать с собственным прошлым. Как только Михаил Горбачев взошел к вершине власти в советской системе, он принял меры к осуждению ее опоры на ложь и грубую силу, создав условия для того, чтобы прекратить существование империи и покончить с "холодной войной". Борис Ельцин, который, выполняя приказы советской системы, поднялся до члена Политбюро ЦК КПСС, потратил годы своего президентства на борьбу против остатков Коммунистической партии. Владимир Путин, бывший офицер Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, которому, как думали почти все, было безнадежно не по зубам становиться наследником Бориса Ельцина, остается популярным у себя дома даже тогда, когда взял курс на ускоренное объединение России с Западом.
Вдобавок были и те, кто не вошел в число призеров гонки за власть. Один из них, 52-летний Александр Лебедь, 28 апреля с.г. погиб в результате катастрофы вертолета в Сибири. Он был генералом Воздушно-десантных войск (ВДВ), казалось, сошедшим прямо с призывного плаката. Этот человек с широкой грудью, стальным взглядом и низким басистым голосом заслужил известность, командуя российской дивизией, которая после развала Советского Союза осталась в бывшей советской республике Молдавия. Его прошлая карьера сделала его привлекательным для российских националистов, которые надеялись на возврат страны к авторитаризму и на то, что Москва будет по-прежнему доминировать над соседними государствами.
Но г-н Лебедь удивил как администрацию, так и своих критиков. К тому времени, когда он выставил свою кандидатуру на президентских выборах 1996 года, он завоевал на свою сторону многих либералов и стал реальной альтернативой г-ну Ельцину, действующему президенту, Геннадию Зюганову, коммунистическому кандидату, и Владимиру Жириновскому, ультранационалисту. Одним из первых осудив войну в Чечне, г-н Лебедь выставил себя перед избирателями как закаленный, честный солдат, который не терпит военного головотяпства и потери человеческих жизней. В первом туре выборов он уверенно занял третье место после г-на Ельцина и г-на Зюганова.
Г-н Ельцин заручился поддержкой г-на Лебедя и благодаря этому обеспечил себе победу во втором туре выборов. Он назначил г-на Лебедя главой кремлевского Совета безопасности, дав ему мандат на прекращение войны в Чечне. Г-н Лебедь договорился с чеченцами о перемирии, которое длилось 3 года. Не видя в дальнейшем для себя пользы от боевого генерала, превратившегося в миротворца, и опасаясь его растущей популярности, г-н Ельцин уволил г-на Лебедя.
Когда я встретился с Александром Лебедем во время его пребывания в Соединенных Штатах в ноябре 1996 года, он выступил с длинной и острой критикой экономики его страны: Россия щедро одарена природой, но ее сумасшедшая, непостоянная налоговая политика и процветающая коррупция препятствуют ее шансам стать когда-нибудь современным государством. Сама демократия, сказал он, не пользуется доброй репутацией у средних россиян, потому что она отождествляется с разгулом преступности и с бедностью. России нужно бы иметь демократию российского образца, а не, как он выразился, импортировать ее, как "Кока-Колу".
Однако же он сделал вид, что верит, что Америка является "самым надежным долговременным партнером России". Если бы ему было дано командовать, сказал он, он сделал бы из России настоящую федерацию. Децентрализация, сказал он, является лучшим противоядием распаду России. Железная рука Москвы только поощряет сепаратистов - именно таков, по его убеждению, урок Чечни.
В те дни единственным самым спорным вопросом в американо-российских отношениях было расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток, которое должно было начаться на следующий год. Однако г-н Лебедь не поднимал эту тему, а поэтому ближе к концу нашей беседы я спросил его, что он об этом думает. У россиян "есть настоящие проблемы", сказал он, и им "не нужны проблемы надуманные".
Это был предвестник разумного взгляда на данную проблему, который принял Владимир Путин и которым он, вероятно, будет руководствоваться в ходе своей встречи с президентом Бушем-младшим позднее в этом месяце, когда г-н Буш-младший, как ожидается, подтвердит, что НАТО на своей встрече этой осенью примет в состав альянса новые государства Центральной Европы, включая бывшие прибалтийские республики Советского Союза.
В конце 1990-х годов г-н Лебедь добровольно отправился в Сибирь - что является еще одним показателем того, как драматично изменилась Россия. Предпринимая попытку избраться на пост губернатора Красноярского края, он в то же время не исключал и опции возвращения к политической власти в Москве. Г-н Путин своим метеоритным взлетом заслонил всех остальных претендентов на президентство в 2000 году отчасти потому, что перенял некоторые образы и технические приемы проведения избирательной кампании г-на Лебедя. То, что когда-то выдающаяся национальная роль г-на Лебедя уже кажется частью более ранней эпохи, является признаком продолжающейся трансформации России.