10 мая 2002 года. Тридцать лет назад сенатор Генри "Скуп" Джексон (Henry "Scoop" Jackson) и конгрессмен Чарльз Вэник (Charles Vanik) совместно предложили поправку в Закон о торговле от 1974 года, которую нужно признать самой успешной идеей во внешней политике, инициированной конгрессом США в годы "холодной войны". Поправка Джексона-Вэника была моральным актом. Она конкретно увязала торговый статус Советского Союза с уровнем еврейской эмиграции. Леонид Брежнев и остальные члены Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза публично осудили эту увязку как покушение на свой суверенитет. Но по-тихому они отреагировали увеличением квот еврейской эмиграции. Этот закон дал огромные результаты, облегчив эмиграцию из Советского Союза и из стран, образовавшихся позже на его территории, более чем полумиллиону людей - в том числе евреев, католиков и протестантов. Проблемы прав человека, которые в 1974 году хотели разрешить господа Джексон и Вэник, все еще существуют в сегодняшней России. Как это ни трагично, но через десятилетие после распада Советского Союза новые лидеры в Кремле все еще допускают злоупотребления властью, чтобы подавлять свободу прессы, притеснять политических и социальных критиков и нарушать основные права собственных граждан в Чечне. На местном уровне власть предержащие все еще ограничивают религиозные права некоторых еврейских и христианских организаций. Но поправка Джексона-Вэника в ее нынешнем виде уже не учитывает этих новых направлений посягательства на демократию. Пора конгрессу США "выпустить" Россию из школы Джексона-Вэника и одновременно стать инициатором нового законодательства, которое учитывало бы эти новые формы злоупотребления. Подходящим для действия моментом является майский саммит между президентами Бушем-младшим и Путиным. Поправка Джексона-Вэника устарела по целому ряду причин.
Первое, почти нет свидетельств тому, что современное российское государство ограничивает эмиграцию евреев. Тридцать лет назад советское государство использовало всевозможные драконовские законы и правила, чтобы помешать еврейской эмиграции и ужасно наказывало даже тех евреев, которые подавали заявки на выезд из страны. Сегодня живущие в России евреи должны терпеть ряд новых угроз, но поддерживаемое государством ограничение на выезд не относится к их числу.
Второе, характер торговли между Россией и Соединенными Штатами после окончания "холодной войны" значительно изменился. В советские времена государство контролировало всю внешнюю торговлю. Таким образом, увязка торгового статуса Советского Союза с другими направлениями государственной политики, касающимися прав человека, имела смысл. Сегодня, однако, внешней торговлей занимаются частные российские компании. Нелогично наказывать эти торговые компании за ту политику, которую проводит российское правительство.
Третье, с российской точки зрения, продолжающееся применение поправки Джексона-Вэника к торговым отношениям с Россией подрывает заявление президента Буша-младшего о том, что "холодная война" позади. Для российской элиты, включая и президента Путина, поправка Джексона-Вэника является пережитком "холодной войны". Обещание г-на Буша-младшего помочь России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) не кажется россиянам заслуживающим доверия, когда все еще действует это правовое наследие совершенно иной эры в американо-российских отношениях.
Четвертое, если конгресс США не сумеет "выпустить" Россию из школы Джексона-Вэника, то будет выглядеть мелочным и беспринципным. Торговые споры между Соединенными Штатами и Россией будут вспыхивать еще многие десятилетия. Касается ли это стали, бананов или куриных крылышек, президентские администрации и лидеры конгресса США всегда должны побуждать наших европейских торговых партнеров - будь то русские, немцы или англичане - к тому, чтобы те стремились к основанным на взаимности торговым отношениям с американскими потребителями и производителями. Однако подобные споры не должны быть увязанными с благородным делом, который первоначально вдохновил поправку Джексона-Вэника.
Для тех из нас, кто по-прежнему озабочен первоначальной повесткой прав человека, которая воплощена в поправке Джексона-Вэника, отказ от одного из самых эффективных в годы "холодной войны" средств борьбы за права человека является очень болезненным. Представляется особенно неверным вознаграждать г-на Путина, ибо его биография, в части касающейся прав человека и демократии, дает основания для беспокойства.
Как частичная мера, президенту Бушу-младшему и тем в конгрессе США, кто все еще озабочен состоянием дел с правами человека и религиозными свободами в России, следует воспользоваться моментом "окончания" Россией школы Джексона-Вэника, чтобы привлечь ее внимание к сегодняшним нарушениям прав человека в России. Находясь в этом месяце в Москве, президент Буш-младший мог бы отметить отмену поправки Джексона-Вэника общественным мероприятием в честь законодательной власти, но при этом также воспользоваться этой церемонией для того, чтобы подчеркнуть важность защиты личных свобод, религиозных свобод и демократических институтов в России, если только Россия желает быть партнером Соединенных Штатов и полноправным членом западного сообщества демократических государств.
На подобную церемонию следовало бы пригласить как официальных государственных деятелей России, включая и самого г-на Путина, так и их самых жестких критиков. Лидерам конгресса США следовало бы после этого события принять новый закон о создании Фонда Джексона-Вэника в поддержку прав человека и религиозных свобод в России. Этому новому фонду можно было бы поручить выдавать прямые субсидии тем активистам и организациям в России, которые по-прежнему верны первоначальным принципам, изложенным в поправке к закону от 1974 года. Такой фонд стал бы куда более эффективным механизмом защиты прав человека и религиозных свобод внутри России, чем устаревшая поправка Джексона-Вэника.