Государство на каникулах: 1 Мая, вслед за этим, в конце неделе, - православная Пасха, потом 9 Мая - День Победы над гитлеровской Германией. Украинцы в эти дни уезжают из дома: на пикники, на дачи, с шампанским и водкой в багаже или с лопатами, чтобы сажать картофель. Большинство предприятий, по крайней мере, государственных, сделало для своих сотрудников выходные. Больше недели нет свежих газет, практически замерли аппараты, по которым поступают ленты с последними новостями информационных агентств. Быстро, таким образом, сошла на нет тема всех прошлых недель: удастся ли создать парламентское большинство. Однако, перед тем, как Верховная Рада соберется завтра на свое первое после избрания в конце марта заседание, уже можно констатировать одно: создать союз фракций, который бы позволил устранить существующую ныне напряженность в отношениях между парламентом и правительством, чего хотел бы президент Кучма, не удастся. Как не удастся образовать и стабильное большинство противникам правительства.
Броуново движение в парламенте
Попавшие в парламент партии и избирательные блоки сообщили недавно администрации парламента, чтобы поделить 450 мест в зале пленарных заседаний, сведения о численности своих фракций. Больше всего мест зарезервировал близкий к правительству блок "За единую Украину!" Он рассчитывает на то, что в его фракцию войдут 165 депутатов. И это при том, что по партийным спискам и по одномандатным округам он получил только 98 мандатов. Но на Украине можно в расчетах и ошибиться, и у избирателя не последнее слово. Так, "За единую Украину!" выступает большинство из 100 депутатов, избранных по одномандатным округам и баллотировавшихся независимо от партийной принадлежности. Склоняющаяся к поддержке Кучмы Социал-демократическая партия Украины (объединенная) и представляющая в меньшей мере интересы социал-демократии и в большей - интересы определенного клана олигархов, тоже надеется несколько поправить свой результат, полученный на выборах. Вместо 24 она заказала 37 мест.
У оппозиции положение поскромнее. Блок "Наша Украина" во главе с реформатором экономики Ющенко планирует создать фракцию в составе из 120 депутатов, включая 11 независимых парламентариев. Коммунисты, социалисты и блок Юлии Тимошенко ожидают прибавления сил в лице самое большое трех депутатов, которые были избраны без их поддержки.
Впрочем, как показал предыдущий легислатурный период, в Верховной Раде нет твердых величин. В течение прошедших четырех лет на Интернет-странице парламента было зарегистрировано 400 случаев перехода депутатов из одной фракции в другую, от чего особенно страдала тогдашняя "партия власти" - Народно-демократическая партия во главе с бывшим премьер-министром Пустовойтенко. Фракция, насчитывавшая первоначально 89 мест, располагала в конце срока полномочий тогдашнего парламента 14 мандатами. Такую же судьбу в настоящее время предсказывают наблюдатели "единой Украине" не в последнюю очередь из-за большого числа независимых членов фракции, которые зачастую связаны чековой книжкой, а не партийным билетом. Как только где-то появляются более привлекательные политические и экономические дивиденды, они исчезают.
А за два года до очередных президентских выборов политический барометр может резко изменить свои показания. К тому же Кучма, согласно конституции, больше не имеет права баллотироваться на высший пост в стране. Опасность раскола грозит, между тем, и блоку Ющенко. Между "Конгрессом украинских националистов" и партией центра "Солидарность" во главе с крупным предпринимателем Порошенко - глубокая пропасть. Симптоматично также, что "Рух", который явился в конце 80-х годов инициатором движения за независимость в бывших советских республиках, представлен сразу дважды: три года назад он раскололся из-за спора по кадровым вопросам.
Фронты внутри оппозиции
Если блоки, несмотря ни на что, все же выживут, ни один их них не сможет найти для себя совместимого партнера для создания коалиции. Между тем, считается в высшей мере невероятной возможность объединения двух блоков, хотя чисто арифметически, как и в плане единого подхода к некоторым вопросам экономического характера, они могли бы создать солидное большинство. Проблема заключается в том, что Ющенко не хочет того, чего хочет Кучма, и отказался от его пожелания создать союз, ядром которого была бы "единая Украина". Блок "Наша Украина", добившись успешного результата в виде 23,57 процентов голосов избирателей по партийному списку, не желает играть роль младшего партнера. Проправительственный блок набрал по партийным спискам только половину от этого количества голосов. Хотя среди сторонников Ющенко за союз с блоком Кучмы выступают, чтобы уж совсем не лишать себя возможности занимать тепленькие местечки, гарантированные властью, лишь единицы, Ющенко - а он считается фаворитом на президентских выборах - пошел на немалый риск. Его вчерашние друзья могли бы стать партнерами завтрашнего дня, ничего серьезно не меняя: в апреле прошлого года фракции, подконтрольные олигархическим кланам, и образующие сегодня блок "За единую Украину!" или симпатизирующие ему, свергли совместно с коммунистами премьер-министра Ющенко, причем, вероятно, с благословения Кучмы. Ющенко, несмотря на утрату доверия, долгое время оставался верным президенту. Впервые он атаковал Кучму только после парламентских выборов, обвинив того в активном вмешательстве в избирательную кампанию и принятии популистских указов, послуживших во благо блока "За единую Украину!" Более того, Ющенко выступил с единым с коммунистами, социалистами и блоком Юлии Тимошенко заявлением, в котором содержалось обвинение в фальсификации результатов выборов в адрес проправительственного блока. Фракция "За единую Украину!", говорилось в документе, пытается привлечь на свою сторону путем угроз и подкупа независимых депутатов и добиться контроля над парламентом. Существует опасность, подчеркивалось далее, что Верховная Рада превратится в декоративный орган, находящийся на службе властной клики.
Однако приходится сомневаться в том, что это заявление может быть первым актом в объединении оппозиции. В частности, арифметически они могут образовать парламентское большинство, но в настоящее время нет ответа на вопрос, каким образом, например, можно было бы преодолеть пропасть между коммунистами и ориентированным на реформы блоком Ющенко. По этой причине новый парламент будет по всем предпосылкам отличаться, по меньшей мере, до президентских выборов от прежней Верховной Рады: вместо постоянного большинства в парламенте будут появляться различные коалиции. И происходить это будет не на основе программных установок, а лишь из соображений решения отдельных вопросов.