Нетрудно предугадать, какие слова будут использоваться, когда завтра в Исландии в Рейкьявике Организация Североатлантического договора и Россия подпишут новое соглашение о более тесном сотрудничестве. "Историческое событие", "новый этап", "огромный шаг вперед во взаимоотношениях", и тому подобное. Много внимания будет обращено и на историческое совпадение, заключающееся в том, что шестнадцать лет назад на этом же самом арктическом острове Рональд Рейган (Ronald Reagan) и Михаил Горбачев обсуждали вопросы контроля над вооружениями.
Однако шумиха и обстоятельства, сопровождающие событие, подменяют его суть. На самом деле, просто вновь предпринимаются попытки сделать так, чтобы Москва тесно сотрудничала с НАТО, а не действовала против альянса.
Завтра не будет идти речь о том, что министр иностранных дел России Игорь Иванов, который подпишет соглашение от имени России, провел вторую половину 1990-х годов, ставя препоны НАТО от Балтики до Балкан. "Нет" г-на Иванова до сих пор слышится в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда ОБСЕ хочет оказать давление на диктатуру в Белоруссии или создать демократические институты в Косово.
Ни один из этих неудобных вопросов о бывшем поведении России и ее нынешней политике не будет поднят во время празднований в Исландии. Все хотят начать все заново. Президент России Владимир Путин позже в этом месяце прибудет в Рим для участия в заседании открытия Совета Россия-НАТО, создание которого предусмотрено завтрашним соглашением. Этот орган, получивший название "двадцатка НАТО", будет ежемесячно собираться для обсуждения и принятия совместных решений по вопросам, затрагивающим обе стороны. К таким вопросам, по словам дипломатов, могут относиться миротворческая деятельность на Балканах, проблемы распространения ядерного оружия и противодействие терроризму.
Новый совет действительно предоставляет России возможность присоединиться к западным демократиям, работая с ними над проблемами безопасности. Новые начинания нуждаются прежде всего в новом отношении к ним со стороны самой России. Альянс будет рассчитывать, что г-н Путин проявит добрую волю и заставит своих генералов и министров действовать согласно его обязательству улучшить отношения с Западом. Г-н Иванов, ястреб, занимающий свой пост со времен бывшего президента Бориса Ельцина, был отрезан от процесса переговоров с альянсом, сообщают официальные лица Организации. Как бы то ни было, говорят они, на самом деле НАТО заключила соглашение с г-ном Путиным, а не с Россией.
НАТО заявляет, что соглашение является победой альянса. Россия должна будет назначить нового посла в НАТО, и учредить миссию в штаб-квартире Организации в Брюсселе. Дипломаты других бывших советских республик уже давно работают в Организации, сотрудничая с НАТО в области военных реформ и других вопросах.
Новый Совет с участием России, кстати говоря, заменяет собой созданный в 1997 году Совместный Постоянный Совет, который, как и новый учреждаемый орган, предполагал обсуждение затрагивающих общие интересы вопросов и принятие совместных решений. Тем ранним мечтам не суждено было сбыться; Россия даже на несколько месяцев выходила из него в знак протеста против войны НАТО в Косово.
Когда будет создан новый Совет, НАТО не будет испытывать трудностей с привлечением Москвы к совместной деятельности. Ситуация может даже улучшиться. Если Россия станет настоящим партнером Организации, если она станет лучше вести себя в Чечне, Молдавии и Грузии - от этого будет лучше всем.
Однако политические мотивы, сопутствующие данной инициативе, вызывают неудобные вопросы о самой сделке. Соединенные Штаты предусматривали обещание Москве "равного голоса" с НАТО по определенным вопросам, чтобы вознаградить г-на Путина. С точки зрения Вашингтона, глава Кремля пошел на большой риск, позволив Соединенным Штатам без шума разорвать Договор об ограничении систем противоракетной обороны, и разместить американские войска в зоне интересов России на Кавказе и в Средней Азии. США хотят, чтобы в ноябре, когда состоится очередной круг расширения НАТО, три прибалтийские республики стали членами альянса. По словам одного высокопоставленного чиновника из НАТО, [завтрашнее] соглашение является небольшим утешением для Путина".
Первоначально Вашингтон казался слишком готовым к уступке по дешевке одного из самых успешных военных альянсов в мире, чтобы ответить на требования политических приоритетов дня. Затем Соединенные Штаты снизили амбиции и полномочия Совета. Однако остались не отвеченными другие вопросы. Что такое "общие интересы"? Разделят ли Россия и НАТО сферы влияния? Решит ли НАТО действовать самостоятельно, если она не сможет придти к согласию с Россией? До какой степени Россия сможет ограничивать действия союзников? У Организации и без России возникает достаточно проблем, когда она принимает решения в составе девятнадцати членов.
Альянс отвечает, что в первые несколько месяцев он будет действовать осторожно и не будет выдвигать на повестку дня какие-либо значимые вопросы. Однако Совет или НАТО не должны напоминать ОБСЕ, которая, по давнему мнению Москвы, должна стать моделью для будущей НАТО.
Альянс и Россия больше не являются врагами, и они могут стать друзьями. Мир изменился. И добрая воля должна исходить преимущественно от России; НАТО за многие годы показала, что она может иметь дело с большинством государств бывшей советской империи.
Однако более важно, и это следует помнить, то, что Россия не является членом НАТО, и не станет им в ближайшем будущем. Создавая новые структуры альянса, Соединенные Штаты отмечают, что два принципа являются незыблемыми: целостность НАТО не должна нарушаться, и Россия не будет иметь право вето в отношении решений Организации. Чтобы сохранить альянс сильным, даже после того, как он приобретет в этом году новый вид, нынешние 19 членов должны придерживаться духа и буквы этой политики.