В мае 1992 года война в Боснии приобрела тотальный характер. Трагедия, произошедшая там, была одной из самых страшных за всю историю Европы. Десять лет спустя, Балканы больше не попадают на первые полосы газет. И это отличная новость! Во-первых, в регионе начал устанавливаться мир. Во-вторых, можно подчеркнуть, что совместные усилия европейцев и американцев стали ключом к решению проблемы. Наконец, очевидно, что сильная и единая Европа, способная выступить на международной сцене, стала реальностью.
В то время как Балканы, казалось бы, утратили надежду найти выход из послевоенного тупика, на юго-востоке Европы возникла новая динамика. С каждым новым визитом в регион я все более убеждался в этом. Демократия повсюду вступила в свои права, и постепенно стали появляться шансы для мирного межэтнического сосуществования, шансы на победу терпимости. Появилась возможность сосредоточиться на себе самих. Люди больше не говорят о выживании, теперь они думают о будущем. Военные преступники один за другим присоединяются к Милошевичу (Milosevic) в Гааге. Каждая из стран региона завязывает с соседями новые отношения, основанные на желании влиться в единую европейскую семью. Но речь идет лишь о первых этапах процесса. Многое еще остается сделать. Нужно помочь сотням тысяч беженцев и перемещенных лиц, которые все еще ждут того дня, когда смогут вернуться на родину. Необходимо оказать содействие в реконструкции странам региона, дать толчок экономике, провести необходимые реформы. Нужно бороться с организованной преступностью, и незаконными трафиками различного рода - существует угроза разрастания преступной сети. 60 000 солдат, в том числе 38 000 европейцев, продолжают нести свою службу на Балканах, чтобы утвердился прочный мир, чтобы были созданы правовые государства. Цифра огромна, но Европе необходимо воспрепятствовать возникновению новых очагов нестабильности. Это единственный прецедент в современном мире, что возлагает огромную ответственность на народы региона: они должны оправдать ожидания и вложенные инвестиции.
Европейский союз противостоял войнам на территории бывшей Югославии далеко не в одиночестве. Международная мобилизация, объединение усилий Европы и США сыграли решающую роль: в Боснии и Герцеговине, в Косове; в Македонии, где в прошлом году партнерство с Вашингтоном принесло свои плоды - предупреждение конфликта, угрожавшего этой стране, обошлось союзникам в 10 раз дешевле, чем военная операция в Косово. Почему взаимодействие с Вашингтоном стало более эффективным? Потому что, благодаря политической воле, Европа обрела общую систему безопасности, которая оказалась работоспособной. Наше партнерство стало более сбалансированным, то есть мы смогли лучше определять наши задачи и распределить роли. В Боснии Европейскому союзу потребовалась резолюция ООН для осуществления своей первой полицейской операции. В Македонии, Европейский союз готов, если потребуется, осуществить операцию под эгидой НАТО.
Необходимость создать Европу, сплоченную и способную выступить на международной сцене, родилась на Балканах. И это, практически, стало реальностью. Я уже говорил о новых возможностях Союза в военной сфере. Это лишь часть того влияния, которое Европа может оказать, благодаря своим фундаментальным ценностям. С другой стороны, Европа черпает силы на Балканах, притягивая к себе новые страны. С началом Процесса стабилизации и ассоциации (который идет вот уже два года) каждое государство региона становится потенциальным кандидатом на вступление в ЕС. Это долговременный процесс, но проведение в жизнь этой программы уже дало выход энергии и ускорило политические и экономические реформы, например, в Хорватии. В марте с помощью этого нового механизма стало возможным подписание договора между Сербией и Черногорией, который позволил им жить сообща в одном государстве. Подписание подобного договора казалось невозможным в регионе, где разделению не было видно конца. Однако Европейскому союзу это удалось. Желание присоединения к Европе победило.
Для того, чтобы Европа продолжала следовать выбору, сделанному на Балканах, от руководителей и жителей этого региона требуется, чтобы они также сделали выбор в пользу Европы. Этот выбор может быть сделан сейчас, после вступления в силу договора, подписанного 14 марта в Белграде, или осенью, после выборов в Македонии, Косово и Боснии. И я думаю, что эти страны не упустят свой шанс.