Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подарок для г-на Путина

Американский президент соглашается на договор о сокращении ядерных вооружений, желая поддержать своего российского коллегу

Подарок для г-на Путина picture
Подарок для г-на Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По настоящему новый договор был г-ну Бушу-младшему не нужен; он все время говорил, что может заключить сделку с россиянином, скрепив ее рукопожатием. Этот договор не требовался для национальной безопасности США; военачальники давно уже согласились на односторонние сокращения американских ядерных боезарядов с 6000 единиц менее чем до 2200 единиц, которые предлагал г-н Буш-младший во время (президентской) избирательной кампании 2000 года. А американские политики не требовали договора; если сенатор Джо Байден из штата Делавэр, быть может, и возликовал при известии о такой перспективе, то в целом американо-российские договоры не волнуют американских избирателей в наши дни, если они вообще их когда-либо волновали.

Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) не шутил, когда он объявил, что он и российский президент Владимир Путин быстро стали друзьями. Этот американец теперь согласился вдохнуть жизнь в скелет динозавра - контроль над вооружениями - главным образом для того, чтобы поддержать г-на Путина в Москве. Реально нет иного обоснования для вчерашнего объявления г-на Буша-младшего еще об одном договоре о сокращении ядерных вооружений, настоящем пережитке "холодной войны". Он и россиянин подпишут его во время визита (американского) президента в Москву позднее в этом месяце.

По настоящему новый договор был г-ну Бушу-младшему не нужен; он все время говорил, что может заключить сделку с россиянином, скрепив ее рукопожатием. Этот договор не требовался для национальной безопасности США; военачальники давно уже согласились на односторонние сокращения американских ядерных боезарядов с 6000 единиц менее чем до 2200 единиц, которые предлагал г-н Буш-младший во время (президентской) избирательной кампании 2000 года. А американские политики не требовали договора; если сенатор Джо Байден (Joe Biden) из штата Делавэр, быть может, и возликовал при известии о такой перспективе, то в целом американо-российские договоры не волнуют американских избирателей в наши дни, если они вообще их когда-либо волновали.

Нет, этот договор - дареный конь, подарок г-на Буша-младшего для г-на Путина. Россиянин испытывал давление со стороны своих генералов и твердолобых националистов показать что-то ощутимое за свой союз с г-ном Бушем-младшим после 11 сентября. А американец хочет, чтобы г-н Путин закрыл глаза на вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО) трех прибалтийских государств, когда будет расширение альянса в ноябре. А поэтому в особенности после того, как г-н Путин дал г-ну Бушу-младшему "зеленый свет" на выход из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), г-н Буш-младший чувствовал, что ему следует оказать г-ну Путину услугу, кодифицировав сокращения американского ядерного арсенала. "Здесь в действительности важны более тесные отношения, - сказал нам вчера один высокопоставленный официальный представитель (американской) администрации. - Было очевидно, что он (этот договор) явно важен для Путина, чтобы тот мог заявить, что это нечто, что переживет двух (подписавших его) людей и будет юридически обязующим".

Однако коней дарят не задарма. Новый договор усилит устаревшее и опасное представление, что американская безопасность является синонимом договоров. Официальные лица бушевского Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) ведут борьбу с этой идеей и с бюрократизмом контроля над вооружениями на протяжении большей части своей военной карьеры. Г-н Буш-младший и сам упрямо противился иллюзии контроля над вооружениями - например, отказываясь направлять на рассмотрение сената США Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный Биллом Клинтоном (Bill Clinton). В этом скрывается объяснение, почему помощники в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) несколько ошарашенно пытаются найти оправдания для данного договора, называя его "промежуточным соглашением", которое, наконец, хоронит "холодную войну", и является, возможно, последним в своем роде.

Нынешний договор, по крайней мере, несет с собой сравнительно мало бед. Он занимает всего 3,5 страницы, из которых третья часть является риторической "прочисткой горла". Пакт никоим образом не ограничивает оборону и позволяет каждой стороне развертывать остающиеся ядерные боезаряды так, как ей заблагорассудится. Он также ничего не говорит о том, как поступать с ядерными боезарядами, которые снимаются с систем доставки (самолетов, подводных лодок или ракет). Это означает, что некоторые из выведенных из боевого состава боезарядов могут быть использованы в качестве "запасных", что будет способствовать целостности ядерных систем оружия, которые останутся в американском арсенале. Когда количество развернутых систем оружия сокращается, жизненно важно, чтобы все остающиеся в боевом составе системы были боеготовыми.

Кстати, рано или поздно это потребует от Соединенных Штатов возобновления ядерных испытаний. Одно из более опасных наследий клинтоновских лет - то, что Соединенные Штаты утратили способность производить новые ядерные боезаряды. Администрация Буша-младшего пообещала воссоздать такую способность. Но г-н Буш-младший также согласился соблюдать мораторий на испытательные ядерные взрывы, даже если он и не хочет направлять Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в сенат для ратификации. Объяснение этому парадоксу в том, что команде Буша-младшего нравится иметь международных контролеров, которые предусмотрены Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний для мониторинга иностранных ядерных испытаний. Но со временем Соединенные Штаты не сумеют сохранять нужное качество своего арсенала без испытания новых боезарядов. А потому лучше отозвать также подпись г-на Клинтона на договоре о запрещении испытаний.

Настоящая причина того, что Соединенным Штатам и России данный договор не нужен, состоит в том, что их взаимоотношения улучшились. Контроль над вооружениями опасен между противниками и не нужен между друзьями. Г-н Путин сблизился с Соединенными Штатами ради собственных своекорыстных стратегических причин. Ему нужны иностранные инвестиции, а для того, чтобы их получить, ему нужно, чтобы Россия стала составной частью стабильного, мирного западного сообщества. Контроль над вооружениями не имеет касательства к этой исторической миссии.