Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый ядерный договор

Самый важный аспект нового договора о сокращениях ядерных вооружений между Соединенными Штатами и Россией √ само существование этого договора

Новый ядерный договор picture
Новый ядерный договор picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос стоял так: либо старая основа соглашений о контроле над вооружениями периода "холодной войны" будет полностью отброшена, либо на смену ей придет новая структура, которая гарантирует стабильность и прозрачность (стратегических отношений) между двумя крупнейшими в мире ядерными державами.

Самый важный аспект нового договора о сокращениях ядерных вооружений между Соединенными Штатами и Россией - само существование этого договора. Обе страны уже шли к крупным сокращениям своих ядерных арсеналов; вследствие экономических трудностей у России почти не оставалось выбора, тогда как г-н Буш-младший (George W. Bush) еще до своего вступления в должность президента США предлагал в одностороннем порядке сократить американские ядерные боезаряды. Вопрос стоял так: либо старая основа соглашений о контроле над вооружениями периода "холодной войны" будет полностью отброшена, либо на смену ей придет новая структура, которая гарантирует стабильность и прозрачность (стратегических отношений) между двумя крупнейшими в мире ядерными державами.

Президент Буш-младший, который поначалу утверждал, что будет достаточно рукопожатия, чтобы скрепить взаимопонимание с российским президентом Владимиром Путиным, теперь мудро согласился формализовать это взаимопонимание в договоре. Его вчерашнее заявление, что он и г-н Путин в этом месяце подпишут договор, обязующий каждую сторону сократить свой ядерный арсенал до 1700-2200 ядерных боезарядов, представляет важное продвижение для его администрации. Г-н Буш-младший добился гибкости, к которой он стремился, чтобы модифицировать американский арсенал и испытать новые системы стратегической обороны, но он также сохранил и даже обновил жизненно важные отношения в сфере контроля над вооружениями.

Договор, который подпишут г-н Буш-младший и г-н Путин, будет совершенно отличным от договоров прошлого. Официальные лица говорят, что текст договора займет всего 3 страницы, достаточно, чтобы изложить голую основу. Каждая сторона будет иметь значительную гибкость в вопросе того, как она станет осуществлять свои сокращения в предстоящий 10-летний период, а Соединенные Штаты сохранять способность хранить на складах тысячи боезарядов, что оставляет им опцию достаточно быстрого наращивания арсенала. Российские официальные лица были опечалены таким положением, которое также не позволяет Соединенным Штатам добиваться, чтобы тысячи снимаемых с вооружения российских ядерных боезарядов навсегда уничтожались. Некоторые из критиков вчера утверждали, что, хотя г-н Буш-младший подарил г-ну Путину договор, которого тот хотел, он лишил этот договор реального содержания.

Фактически новый договор, если он будет ратифицирован американским сенатом и российской думой, все еще может многое сделать для того, чтобы гарантировать стабильность американо-российских отношений и ядерных вооружений в предстоящие годы. Он гарантировал бы самое резкое сокращение развернутых ядерных боезарядов в истории, с 12000 единиц, имеющихся в арсеналах двух стран в настоящее время, до максимально 4400 единиц. Его 10-летний срок действия и правовой статус создают основу, которая переживет отношения между двумя президентами, что является важным соображением с учетом неопределенностей российской политики. Положения о проверке, которые взяты из прежних договоров, позволят Соединенным Штатам инспектировать и осуществлять мониторинг российского арсенала и откроют путь к дальнейшим договоренностям, которые могут способствовать предотвращению попадания боезарядов или делящихся ядерных материалов в руки государств-изгоев или террористов. Давая России формальные обещания и соглашаясь на меры проверки, Соединенные Штаты будут также способны успокоить другие ключевые государства, такие, как Китай, в отношении размеров и структуры своего ядерного арсенала. Отсутствие таких обязательство вполне могло бы подтолкнуть к наращиванию своего ядерного арсенала Китай и, возможно, другие государства, которые испытывали бы беспокойство в связи с отсутствием внешнего контроля за двумя крупнейшими в мире арсеналами.

Противники контроля над вооружениями как внутри американской администрации, так и вне ее доказывали, что новые договоры лишат Соединенные Штаты гибкости, которая им необходима для приспособления к миру, где продолжается распространение ядерного оружия и где будущие угрозы непредсказуемы. Подписание г-ном Бушем-младшим этого договора вполне правильно игнорирует эту точку зрения, но оно также является ответом критикам, которые заявляли, что его выход из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) обязательно инициирует новый виток гонки вооружений или вызовет разрыв отношений с Россией. В лучшем случае новый договор мог бы дать Соединенным Штатам гибкость, но также сохранить неизменным принцип, что ядерное оружие следует контролировать путем международных соглашений, а не просто односторонних решений правительств. То, что он будет это делать, одновременно ратифицируя столь значительное сокращение числа боезарядов, является важным достижением.