Вашингтон, 13 мая 2002 года. Сокращения стратегических вооружений, о которых сегодня объявили Соединенные Штаты и Россия, представляют собой радикальный шаг, о котором нельзя было даже помыслить в годы "холодной войны", несмотря на остающийся нерешенным вопрос о сохранении снимаемых с вооружения ядерных боезарядов. Но, хотя сокращения ядерных вооружений являются критически важной вехой в расчистке наследия "холодной войны", договор, который президент Буш-младший (George W. Bush) и Владимир Путин подпишут в Москве, знаменует собой начало еще более масштабного предприятия, долговременной и трудной программы интеграции России в западное сообщество.
Это такое дело, которое в первое десятилетие после развала советской системы потерпело ряд крупных неудач. Президент Буш-младший и его высшие помощники начали разработку концепции этой программы, хотя сохраняется сильное идеологическое сопротивление тому, чтобы дать России подлинную роль в западных делах. Однако, если интеграция России пройдет успешно, тогда Россия окажется еще глубже втянутой в Европу, чем мог мечтать Петр Первый, когда строил для своей империи новую столицу на берегу Финского залива, Санкт-Петербург, город каналов, соборов и "белых ночей", где г-н Путин на следующей неделе будет принимать г-на Буша-младшего.
Но в Америке правит все та же администрация, которая пришла к власти, утверждая, что Россия попросту больше ничего не значит. Она пришла к власти после десятилетия, в котором устраивались помпезные церемонии и произносились высокопарные речи по случаю приглашения России в европейскую семью только лишь затем, чтобы Россия снова ушла оттуда, громко хлопнув дверью в знак протеста против кампании Организации Североатлантического договора (НАТО) на Балканах и расширения НАТО к границам России.
С того самого момента, когда в июне прошлого года г-н Буш-младший и г-н Путин встретились в Словении, было ясно, что для г-на Буша-младшего Россия имеет значение как союзник против терроризма, посредник на мирных переговорах по Ближнему Востоку и, пожалуй, однажды как альтернативный источник нефти и газа во время кризиса на Ближнем Востоке. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair), который первым из западных лидеров завел близкое знакомство с г-ном Путиным, подтолкнул к этому г-на Буша-младшего, настаивая на том, чтобы дать России более значимую роль в НАТО.
Г-н Буш-младший объявил о достигнутом прорыве в таких словах: "Данный договор ликвидирует наследие 'холодной войны'". После этого государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) вылетел в Рейкьявик, Исландия, для заключения окончательного отдельного соглашения, которое превратит Россию в квази-члена насчитывающего в своем составе 19 стран альянса НАТО. Впервые Россия в составе "двадцатки" Совета НАТО-Россия присоединится к обсуждениям по таким вопросам безопасности, как война с терроризмом и миротворческие операции, хотя альянс сохранит за собой контроль над принятием новых членов и другими основными военными вопросами. Прежняя попытка создать совет НАТО для консультаций с Россией по вопросам принимаемых НАТО решений провалилась.
Помимо НАТО, Россия при г-не Путине занята поиском для себя прагматичной международной роли, такой, которая дала бы ее оказавшейся в затруднительном положении экономике и отраслям промышленности шанс конкурировать на западных рынках, в то же время беря на себя дипломатические миссии, которые позволят ей сохранить свой престиж великой державы, как бы сильно ни был подпорчен этот имидж в последнем десятилетии.
Россия наряду с Соединенными Штатами, Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейским Союзом (ЕС) работает над тем, чтобы этим летом организовать у себя конференцию по Ближнему Востоку. В Совете Безопасности ООН Россия, один из постоянных его членов, поддерживает резолюцию, которая призывает президента Ирака Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) открыть свои границы для возвращения в страну небольшой армии инспекторов ООН по оружию массового поражения (ОМП).
И это не все. Ядерное наследие России и США остается огромной угрозой, если ему позволить причинить вред окружающей среде или, что еще хуже, если оно попадет в ненадлежащие руки. Ряд аналитиков утверждает, что г-н Буш-младший постепенно уяснил, что Соединенные Штаты и Россия вынуждены совместно работать над решением проблем безопасности, которые отвечают национальным интересам обеих стран. "Самая большая угроза для человечества кроется в оставшихся в наследство от "холодной войны" ядерных материалах, а также в катастрофическом разрастании терроризма, - сказал сегодня бывший американский сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), который вскоре сам отправляется в Москву. - Это самые насущные вопросы, и Россия обязательно должна участвовать в их разрешении, быть важным игроком. Они (россияне) просто должны иметь голос в делах НАТО, не право вето, но сильный голос". Российскую экономику необходимо интегрировать в экономику Европы, сказал он, и "шаг за шагом" нужно давать Москве роль во всех западных делах.
Один высокопоставленный официальный представитель американской администрации сегодня дал понять, что г-н Буш-младший и г-н Путин также планируют опубликовать в Москве другой документ, "широкое заявление о принципах", в котором будут слова об усилении сотрудничества во многих областях, включая более активное сотрудничество в области противоракетной обороны. Сам г-н Буш-младший сегодня пытался дать четкий сигнал, что договоренность по стратегическим делам является свидетельством глубокого нового начала отношений с Россией. "Когда я подпишу этот договор с президентом Путиным в России, мы начнем новую эру американо-российских отношений, и это важно, - сказал сегодня г-н Буш-младший. - Новая эра будет периодом усиленной взаимной безопасности, экономической безопасности и улучшенных отношений". Профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul), консультирующий бушевский Белый дом по вопросам эволюционного развития России в 1990-х годах прошлого века, сказал: "Я думаю, что Буш-младший серьезно относится к данному делу. Его мнение однозначное: Россия в свое время была частью Европы и снова ею станет".